Телепередача "Русский Дом" от 7 сентября 2003 года


  "РУССКИЙ ДОМ"

7.09.2003

СУБТИТР: АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ КРУТОВ:

Здравствуйте!

Спасибо, что вы нашли время прийти к нам в "Русский Дом".

Сегодня "Русский Дом" приглашает вас в столицу Приднестровской Молдавской Республики город Тирасполь. Господь каждому человеку дает право выбора. Тринадцать лет назад жители Приднестровья выбрали свободу и независимость. Независимость от этнонацизма, свободу жить согласно своим ценностям, согласно своему историческому укладу.

И вот сегодня уже 13-ю годовщину отмечает единый приднестровский народ. Праздник, который сегодня звучит на площадях и улицах Тирасполя, других городов Приднестровья он очень примечателен. И вы знаете, когда меня спрашивают, чем мне нравится Приднестровье? Я говорю, здесь на днях открыли школу, украинскую школу, но при этом не закрыли ни одной русской школы. Именно здесь в Приднестровье показан пример всем нам и России, и бывшим странам Советского Союза, республикам Советского Союза, нынешним независимым государствам, что такое национальный мир, что такое национальное согласие, как можно жить вместе русским, украинцам, молдаванам, гагаузам, евреям, немцам и чувствовать себя при этом единым народом и защищать те ценности, те свободы, которые завоеваны 13 лет назад.

СУБТИТР - ЮРИЙ СЕЛИВАНОВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:

Память о великой исторической и государственной общности частью которой на протяжении веков было Приднестровье сегодня здесь, как никогда актуальна.

ВИКТОР КОСТЫРКО, ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ г. ТИРАСПОЛЯ:

Спокон веков эта земля была, есть и остается российской землей. Десять лет тому назад этот город, в котором мы с вами находится, был заложен и построен Александром Васильевичем Суворовым. И с тех пор, именно эта часть России, была её форпостом южных берегов.

КОРР. В КАДРЕ:

Кульминацией праздника Республики стал военный парад. Но, в данном случае, это отнюдь не проявление генетического милитаризма, в котором приднестровцев и вообще славян любят обвинять враждебная пропаганда. Демонстрация военной мощи это естественная реакция народа, право которого на существование в рамках собственного государства вот уже 13 лет отрицается, так называемым, мировым сообществом. Армию Приднестровья действительно любят и лелеят, потому что не забыли, что именно она оказалась единственной силой, которая защитила жителей этой земли от угрозы тотального геноцида и депортации. Но, истинная сила, созданного в Приднестровье уникального общества, отнюдь не равнозначна количеству штыков. Это сразу же отмечают все, кто приезжает в эти края с открытой душой и чистыми помыслами.

СУБТИТР - ГЕННАДИЙ МИЩЕНКО, ЗАМ. ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ г. СЕВЕРОДВИНСКА (РОССИЯ):

К сожалению, в средствах массовой информации о Приднестровской Молдавской Республике последнее время практически ничего не пишут. Впечатление самое хорошее, люди добрые, город чистый, уютный, только самые хорошие впечатления.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

С самого начала Приднестровская государственность строилась на фундаменте межнационального мира и взаимовыгодного сотрудничества всех проживающих здесь народов. И на полном искоренении всяких проявлений национальной исключительности и этнофобии.

СУБТИТР - ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОДНАР, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОЮЗА УКРАИНЦЕВ ПРИДНЕСТРОВЬЯ:

Появилось интересное выражение - "поликультурное пространство, поликультурная общность". И вот в этом смысле, я думаю, что мы тоже нашли понимание этого слова поликультурность. Это развитие на одинаковом уровне всех, кто здесь проживает. То есть создание от имени государства возможности каждой национальности проводить своё культурное развитие. Это и наука, это и культура сама, это и просвещение, и, наверное, главное это все-таки просвещение. Чтобы каждый ребенок, идя в школу, мог учиться там на родном языке.

КОРР. ЗА КАДРОМ

К примеру, до недавнего времени в Приднестровье не хватало украинских школ. И вот сегодня эта проблема решена. Трудно даже передать с какими чувствами местные украинцы, которых в республике почти 30 процентов, восприняли это событие буквально со слезами на глазах.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Власть, обратившая внимание на самые сокровенные чаяния всех своих граждан, связанные с их национальными и культурными потребностями успешно строит такую общественную модель, которая, увы, оказалась недоступной пониманию большинства постсоветских лидеров, высасывающих из пальца всевозможные национальные идеи, которые только и могут, что ссорить один народ с другим. И совершенно естественно, что в таком поликультурном обществе особое место отводится духовному развитию личности.

СУБТИТР - ЮСТИНИАН, ЕПИСКОП ТИРАСПОЛЬСКИЙ И ДУБОССАРСКИЙ:

Мы радуемся каждому новому прожитому году нашей республики, республики, где живут три народа, где православная церковь развивается, где входит во все сферы жизни. Там, где действительно, можно сказать, свободно, вольно дышит человек. Вы посмотрите на торжество нынешнего праздника на лица, я такого в России давно уже не видел, а здесь я могу порадоваться за мой народ, за подлинно народный праздник Дня республики.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Разумеется, было бы абсолютной неправдой рисовать картину этакого беспроблемного существования Приднестровья. У официально непризнанного государства проблем неизмеримо больше, чем у любого другого, не говоря уже о тех, которые искусственно создают руководители соседней Молдовы, для которых само существование Приднестровья опасно, поскольку уклад жизни в этой республике резко контрастирует с их собственной провальной экономической и этнической политикой.

СУБТИТР - ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ, ПРЕЗИДЕНТ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ:

Просто обкрадывают господин Воронин и всё его управление наших граждан, и особенно пенсионеров. В целом потеря республики в результате экономической блокады, чтоб не возвращаться к этому вопросу, за 2002 год, вы знаете с августа блокаду начали, и первый квартал 2003 года составил 167,8 миллионов рублей.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Давление на Приднестровье возрастает не только в экономической, но и в военно-политической плоскости. Всё более практический оборот принимают усилия Запада, направленные на окончательные вытеснения России с берегов Днестра и замену российской армии собственными воинскими контингентами. Кишинев двумя руками за, поскольку там убеждены, что именно Россия мешает окончательной расправе над Приднестровьем. В Тирасполе категорически против.

СУБТИТР - ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ АНТОНЮК, ВОЕННЫЙ ЭКСПЕРТ ПРИДНЕСТРОВЬЯ:

Миротворческая операция, проводимая Россией, при участии Украины, под контролем ОБСЕ идет успешно. И замена ее может привести только к дестабилизации ситуации. Я думаю те предложения, которые исходят от руководства Молдовы они, наверное, этим и определены, чтобы здесь привести с дестабилизации и чтобы исполнилась давнишняя мечта республики Молдовы в лице её руководства, чтобы чужими руками загребать жар, чужими руками подавить Приднестровье, загнать его в стойло унитарного государства.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Сегодня на пути этих политических мечтателей, а точнее авантюристов однажды уже бросивших народы Молдовы и Приднестровья в пучину братоубийственной войны стоит главным образом Приднестровская армия. Но уже давно пришла пора международному сообществу предоставить народу Приднестровья более твердую, а главное, юридически бесспорную гарантию безопасного существования. Таковой может быть только официальное признание давно и успешно существующей республики. Пусть даже и в рамках общих границ подлинно демократической Молдавской Федерации.

Юрий Селиванов, Игорь Мехоношин

программа "Русский Дом" из Приднестровья

КРУТОВ:

Совесть и честь, правда и достоинство, вера и верность эти слова наполнены живым смыслом для народа Приднестровской Молдавской республики. И он готов её защищать ценою своей жизни. Вот уже тринадцать лет Господь хранит республику для вразумления нам, превратившим эти понятия в пустые звуки. И что самое страшное многие из нас смирились с таким положением.

В сентябрьском номере журнала "Русский Дом" Ольга Савкина из Москвы спрашивает протоиерея Александра Шаргунова. "У меня создаётся впечатление, что вы и ваши последователи всё время ищете опасности. Последний случай - когда алтарники вашего храма сорвали выставку в центре Москвы, в центре имени Сахарова. Неужели вы серьёзно верите, что можете остановить этот каток, сминающий всё"?

Я приведу цитату из ответа отца Александра.

"Мы не искали эту "выставку", она была в центре нашей столицы, в центре России. Её рекламировали в газетах. И центр имени Сахарова - это центр, через который пропагандирует свои ценности нашему народу новый мировой порядок. Кощунственная выставка - очередной "пробный шар": есть ли ещё кто живой? Есть ли ещё сопротивление их победному шествию, или всё уже захвачено ими?

Тему продолжит Александр Егорцев.

А.ЕГОРЦЕВ "СУД НАД АЛТАРНИКАМИ"

КОРР. ЗА КАДРОМ:

С раннего утра 7-го августа от станции метро "Павелецкая" к Замоскворецкому суду тянется вереница людей. К девяти часам возле здания московской Фемиды стоят уже несколько тысяч человек. Люди разных профессий и возраста, студенты, преподаватели, пенсионеры, школьники и священнослужители - с тревогой и возмущением все ждут начала суда над православными алтарниками, которые в январе этого года разгромили экстремистскую выставку в Сахаровском центре. В этот день в Замоскворецком суде - судят не экстремистов и вандалов, а тех, кто встал на защиту святынь нашего народа!

СИНХРОН - Владимир Сергеев, алтарник Никольского храма в Пыжах:

"25.13 Настроение. как всегда боевое вот, то есть то, что здесь я увидел, я другого и не ожидал, что поддержка православных людей она всегда была. Мы намерены идти только до конца!"

СИНХРОН:

- И мы вместе с ними.

- " Мы вместе с этими ребятами, мы их сестры и мы их соратники. Как всегда русские женщины шли на борьбу со своими мужьями, за своими братьями. Потом вставали дети. И точно так же мы, сестра, дети мы также должны встать и пойти за ними".

СИНХРОН - священник Александр Шаргунов, настоятель Никольского храма в Пыжах:

- 8 тысяч людей собралось. И это только начало. Если они будут упорствовать в своих преступных намерениях, конечно же, тот пожар противостояния, о котором мы предупреждали, в разжигании межрелигиозной, межнациональной вражды вспыхнет со всею силою."

СИНХРО - Михаил Николаевич Кузнецов, адвокат:

"Судят Церковь, судят православные общины, судят русский православный народ, и не только русский, православный народ. Поэтому так много священников, поэтому, фактически это суд над Церковью. Вот что хотят сделать руками следствия, руками прокуратуры!"

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Итак, хроника противостояния! 14-го января в музее и центре имени Андрея Сахарова открывается художественная выставка "Осторожно, религия". Её освещает центральная пресса. Всё художество Сахаровской выставки заключено в экстремистском надругательстве над святынями Русской Православной Церкви…"

СИНХРОН - Ирина Медведева, психолог:

"Срам, гадость и сумасшествие! Потому что вот такое стремление разрушить святыню, свойственно, так называемым, гибоидным шизофреникам".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

18-ое января. Чтобы пресечь дальнейшее надругательство в Сахаровском центре, шестеро церковнослужителей, - все они алтарники замоскворецкого храма святителя Николая в Пыжах, опрокидывают наиболее кощунственные экспонаты, замазывая их краской. Затем алтарники добровольно сдаются в руки милиции.

Через три дня руководство Сахаровского центра проводит пресс-конференцию, на которой известные правозащитники, - известные своей патологической ненавистью к Православию, - истерично доказывают своё право - рубить топором православные иконы… По мнению правозащитников, это не надругательство - а творческое самовыражение. Изрезанный лик Богоматери, как торжество Российской демократии.

СИНХРОН - Сергей Адамович Ковалев, правозащитник:

"Я говорю, а вы молчите! Пока я говорю, вы молчите. Ясно вам"?

КОРР. ЗА КАДРОМ:

18-го января в отношении шестерых алтарников возбуждено уголовное дело по статье 213-ой, части второй УК - за, якобы, "хулиганство"…

Однако, после репортажей "Русского Дома" и радио "Радонеж", в прокуратуру поступает около 20-ти тысяч жалоб и исковых заявлений православных москвичей, оскорбленных кощунством в Сахаровском центре. Но, только спустя месяц, со скрипом возбуждается уголовное дело в отношении организаторов экстремистской выставки. Статья 282-ая УК - разжигание религиозной вражды…

Но уже в июле дело принимает крутой оборот. Следователь УВД Центрального округа берет с алтарников подписку о невыезде. Дело церковнослужителей спешно передается в суд.

7-ое августа. Первый суд над алтарниками. Журналисты в здание не допущены. Зал суда переполнен священнослужителями. Судят Русскую Православную Церковь. Судят русский народ.

СИНХРОН: (без титров)

"Оскорбление! Я чувствую, что я не имею прав. Вот люди, которые устроили эту выставку, они говорят о правах человека, они имеют право оскорбить громадную группу людей. Оскорблены не только Россия тысячелетняя с её государственностью, с её культурой, оскорблена, и я считаю, и христианская цивилизация вся!"

СИНХРОН: (без титров)

"Я сама получила инфаркт, я прошла генпрокуратуру, Верховный суд, Правительство. Я услышала такую фразу: что с русской рожей нечего ходить! Знаете вот, я не знаю кто я - националист, нацист?!, но мне это было сказано."

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Пока идет суд, на улице люди пишут новые исковые заявления.

СИНХРОН: (без титров)

"Я требую признать себя потерпевшим по этому делу!"

СИНХРОН: (без титров)

"Я пишу заявление, в котором выражаю своё возмущение по поводу того, что действия экстремистов, устроивших кощунственную выставку до сих пор не подверглись никакому наказанию, и в защиту тех ребят, которые мужественно выступили на их защиту.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

11-ое августа. Всё тот же замоскворецкий районный суд. Тысячи человек держат в руках иконы. Выясняется, что накануне один из алтарников в присутствии следователя УВД Центрального округа Фролова подвергался оскорблениям и угрозе физической расправы… В народе растет возмущение. Православные адвокаты заявляют ходатайство об отводе прокурора и всей следственной группы…

СИНХРОН - Михаил Николаевич Кузнецов, адвокат:

"Вот сегодня решается вопрос, с кем судебная система? Способен ли суд сегодня осуществлять правосудие на территории Российской Федерации, или он способен только потакать тем заказчикам, которые в лице этих выродков, устраивает такие осквернения святая святых каждого православного человека."

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Через полчаса будет оглашено решение суда. Еще никто не знает, чем закончится процесс. Волнение нарастает. Пока идет слушание, перед зданием служится молебен. В зал суда проникает молитвенное пение тысяч православных москвичей. На улице, вокруг Замоскворецкого суда идут крестные ходы…

Наконец, к народу выходят священники, подсудимые алтарники и адвокаты.

СИНХРОН - Михаил Николаевич Кузнецов, адвокат:

"Суд вынес постановление, в котором цитирую: жалобы Люкшина и Зякина на незаконное возбуждение в отношении них уголовного дела удовлетворить - (хлопки в ладоши) - Постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела признать незаконным" (аплодисменты).

СИНХРОН - Михаил Николаевич Кузнецов, адвокат:

"Это первая победа, справедливость восторжествовала! Горячо благодарим всех присутствующих здесь. Вам низкий поклон. Низкий поклон вам всем!"

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Итак, суд оправдал действия алтарников, вставших на защиту святыни, на защиту закона. Весть о победе была встречена многотысячными аплодисментами. В тот же миг, несмотря на августовский день - народ стал петь "Христос воскресе!".

КРУТОВ:

Вот так вот завершилось одно событие, а в Москве завершились юбилейные торжества в ознаменование 700-летия со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского.

А.ПОЛУШИН "ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"

В 2003 году православная церковь отмечает сразу несколько юбилеев связанных с именем святого благоверного князя Даниила Московского. 700 лет со дня его кончины, 350 лет с момента его прославления в лике святых и 20 лет со дня возрождения Данилова монастыря, основанного святым князем.

Вчера в Успенском соборе Кремля прошла Божественная литургия возглавил которую патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А кульминацией торжеств стал многотысячный крестный ход, который отправился от стен Кремля на Даниловскую площадь. По дороге к процессии присоединились крестные ходы, шедшие из Храма Христа Спасителя и Данилова монастыря.

В день столицы память святого Даниила чтут особо, ведь именно при нем Москва стала возвышаться как центр Руси. У памятника Даниилу Московскому, куда были доставлены мощи святого, прихожане и клир всех 440 московских храмов отслужили торжественный молебен.

РЕПОРТАЖ А.ПОЛУШИНА

Большое начинается с малого, как робкий ручеек, вытекая из-под мшистого болотного камня дает начало могучей реке, так и мощные державы возникают из небольших городков и селений. Великая Россия начиналась с Москвы, а великое княжество Московское со святого благоверного князя Даниила Александровича.

Несмотря на знатное происхождение жизнь хозяина Москвы, так его величали при жизни, и продолжают звать до сих пор, не была легкой. В возрасте двух лет княжич потерял отца, святого князя Александра, прозванного в народе Невским. Победитель шведов, литовцев и немцев, умер от монгольского яда, возвращаясь с трудно добытым миром на разоренную Русь. В 14 лет Даниил с горсточкой таких же юных соратников прибыл в завещанный ему волей отца, град Москву.

В те времена на берегах Москвы-реки стояла ветхая крепостица с низкими стенами, в которых ютились несколько боярских теремков. Но, Даниил видел, как хороша и обильна вокруг земля, как богаты дичью леса, а реки рыбные и удобны для торговых путей. Нужны были люди, мужики и ратники, а также крепкая рука хозяина. И Даниил стал им.

С юности он был миролюбив и кроток, рачителен без стяжательства и справедлив. Такие черты характера были редкостью для тогдашних правителей земли русской. И в Москву потекли люди из разоренных татарами Рязани и Чернигова, Мурома и Киева, Владимира и Костромы. Всего за 28 лет Даниил сумел вывести Московское княжество в число сильнейших уделов Владимирской Руси, оставив сыновьям сильную дружину и духовное право спорить за высшую власть страны. В то время, как его старшие братья с помощью золотоордынских всадников бились за великокняжеский престол, Даниил мирил братьев и не только кротостью нрава своего, но и ратною силой московских полков. Даниил никогда не искал высшей власти, не величался и не обманывал. Прозревая великое будущее Москвы, он крепил народ в православной вере, возводя храмы и устраивая монастыри. Самый известный из них Святой князь посвятил покровительству своего ангела преподобного Даниила Столпника. Обитель живет и поныне.

В эти дни Москва и Россия вспоминают святого князя. 700 лет прошло с тех пор, как преставился основатель династии московских великих князей, прямых потомков Даниила Александровича. Его сын, Иван Калита, выдвинул Москву на первое место среди русских княжеств. Правнук, Дмитрий Донской, вывел объединенное войско на Куликово поле. Потомки продолжили их дело. Величие подвига Даниила Московского, прежде всего в том, что, будучи владетелем и князем, он сумел за годы правления не преступить законов Божьих и человеческих, жил праведно и благочестиво.

В темные времена на заре России Даниил преподал пример потомкам, возвысив княжество и не пролив ни капли невинной крови. Сумеем ли мы вдохновиться примером его жизни сейчас?

"Молитвами святаго Даниила, благоверного и великого князя, да хранит Господь Москву, да хранит Господь Россию".

"ЗРИ В КОРЕНЬ"

БЕСЕДА С ЛЕОНОВЫМ

КРУТОВ:

Николай Сергеевич! Москва празднует День города, это мы знаем, да. Как, кстати, вы его празднуете?

ЛЕОНОВ:

Никак.

КРУТОВ:

Вот сейчас она, если так проехать по улицам Москвы, то она гудит так от многочисленных шоу, пива и светопредставлений различных, выпито, наверное, уже немереное количество пива, это Лужков у нас мэр любитель всяких пивных фестивалей, он даже помню, на открытие его поехал сразу после трагедии в Тушино. Сначала на трагедии побывал, помните, да, на аэродроме и тут же поехал туда открывать фестиваль. А вот прошел большой праздник для России - 700 лет со дня кончины святого князя Даниила Московского, 350 лет с момента его прославления в лике святых, Крестный ход от Успенского собора из Кремля до Даниловского монастыря, вы слышали об этом, чтоб людей позвали туда? Вот на "Скорпион" на Красную площадь на какую-то иностранную группу, на всякие вот эти вот пивные фестивали все зовут: радио, телевидение, газеты, а сюда вот кто-нибудь позвал? Вы слышали?

ЛЕОНОВ:

Я ни одного голоса об этом не слышал. Но это всё происходит от того ответа на вопрос, в чьих руках находятся газеты, телевидение, радио, они что хотят, то и пропагандируют. Конечно, День города Москвы, например, по сравнению с 700-летием вот Даниила Московского вещь совершенно несовместные. Потому что Москва празднует заурядные 856 год со дня упоминания её в летописи. А какое грандиозное шоу, сколько выброшено денег государственных?

КРУТОВ:

Ой, про деньги лучше не говорите. Я вот так вот представляю эти миллионы долларов куда? В воздух взлетели.

ЛЕОНОВ:

Да. Да вот вы правильно даже употребили слово светопреставление, на Красной площади организуют светопреставление, на всех площадях вот эти шоу. Характеристика вот всего Дня города, всех празднеств, пожалуй, сводится к одному, он носит бюрократический характер. Сверху задана задача, вот помните, как в "Карнавальной ночи" Огурцов говорил: "Есть установка весело встретить Новый год". Вот есть установка Лужкова весело встретить День города и начинается это супер-шоу. Ведь посмотрите, в этот раз даже приказали даже магазинам снизить цены там на 15, 30 процентов, чтобы привлечь народ даже из ближнего Подмосковья сюда в Москву, чтоб на улицах побольше было народу. Ведь раскадили так, что кажется, Господи, что такое творится в стране? Москве вообще негоже показывать вот так наготу своей роскоши, своих излишеств, когда вся Россия пребывает в великой бедности. У нас города страдают одни от нехватки воды, у других затапливает полностью первые этажи. Москва должна помочь им.

КРУТОВ:

У других отопления нет.

ЛЕОНОВ:

У кого нет отопления, все говорят, к зиме готовятся с великим страхом перед наступлением российской матушки зимы, а Москва ликует. Москва действительно опивается пивом. Ну, как будут уважать в России Москву после этого? Конечно, вот и даже сами москвичи, ведь нарастает критика мэра московского. Ведь посмотрите, все говорят, что торговая мафия в Москве является одной из самых мощных в мире. Почему в Тамбове, например, свинина парная стоит 60 рублей килограмм, а в Москве тут несколько часов езды на поезде, 120 рублей килограмм. Почему, например, у кольцевой дороги арбуз можно купить за 3 рубля килограмм, а москвичам уже по 7-8 рублей. То есть, Лужков создал вот эту торговую мафию, которая практически убила рыночные отношения в городе, никакой конкуренции нет, куда бы ты ни поехал на рынок, цена везде одинаковая. Посмотрите, сколько возмущений вызывают всегда архитектурные решения мэра? Ведь, как только снос Военторга, как только сейчас снос гостиницы Москва, как только строительство вот этих уродливых памятников, так сразу возникает общегородская дискуссия. А как, а надо ли, зачем уничтожаются исторические наследия Москвы?

КРУТОВ:

Как, зачем уничтожаются? Николай Сергеевич, вы знаете, всё продано. Вот я посмотрел, человек этот Исмаилов, по-моему, купил Военторг. Вот историческое здание, потом его, сначала поставили в памятники истории, а потом взяли, исключили. Почему? Владелец захотел. А у него свои представления, для него наша культура вообще не играет никакой роли. Он приехал сюда с деньгами, вот он - деньги мои, где он взял, это другая уже проблема. Но деньги мои, дайте мне, я хочу построить так, как я хочу. И то, что он хочет, мы видим сегодня вот эту всю вакханалию, я не знаю, на что похоже Москва становится, на какой-то такой знаешь, будем так говорить, какой-то среднеазиатский, кавказский там аул с небоскребами. Но становится вообще непонятно, это не Москва - русский город, это не Москва - православный город, это не Москва - город России многонационального народа. Это вообще Москва какой-то торговцев, бескультурных торговцев.

ЛЕОНОВ:

Совершенно верно. Вы посмотрите, скажем, когда строилось Московское метро. Каждый вход в метро был парадным входом, красивым, это было действительно, так сказать, украшение города. Сейчас все почти входы в метро утыканы ларьками, киосками, магазинчиками, стендами, всё что, человеку надо пробиваться в метро к поезду сквозь толпу окружающих тебя торгашей и торговцев. Конечно, это срамота. А сколько вырублено скверов, сколько уничтожено зеленых насаждений, особенно в центре города. Москва была самым зеленым городом по количеству квадратных метров насаждений на одного жителя города. Сейчас она откатилась на 50-е место. Москва самый дорогой город мира по стоимости жизни.

КРУТОВ:

Вот, кстати, сейчас вы сказали о вырубке парков, деревьев, площадочек среди кварталов городских. Я знаю, митинги проходят по Москве, люди протестуют. А мэр говорит: "Мы вас всех к ногтю, мы вообще не разрешим это, будут строго наказывать. Вы не даете нам для очередников квартиры строить". Господи, для каких очередников? Очередники-то в коммуналках всё как сидели, так и сидят. Посмотрите, кто покупает эти квартиры, которые строит сегодня правительство. А Дума, где она, Московская?

ЛЕОНОВ:

Вот когда вы эти вопросы поднимаете, надо сказать, что в Москве в городе демократия, за которую казалось бы все боролись, нет и в помине. Вы упоминаете Московскую городскую Думу. А кто её знает, где она сказала своё слово, где её москвич услышал? Она не представляет московского населения. Вы посмотрите один глава управы Краснопресненской Александр Краснов попробовал возвысить голос против мэра, там отказался брать пакеты от торгашей, чтобы не делать там эти незаконные совершенно им подачки. Так его мгновенно совершенно с омоновцами выгнали из управы и всё. Вот вам и демократия. Вы посмотрите, сколько возражали, скажем, против памятников тому же Петру I. Где-нибудь это обсуждалось? На референдум было вынесено? Нет. Мэр Москвы стал абсолютно, совершенно, так сказать, единоначальником своего рода, так сказать, держимордой практически. Нет в Москве демократии. Даже вот дом, в котором я живу, шесть лет судился за то, что какая-то хамская фирма отобрала наши земли. И он не ответил ни на одно из десятков писем, которые коллектив писал им. Он очень далек, он превратил Москву, конечно, в жертву, которая приносится торгашам, а торгаши, к сожалению, не русские люди. Так что здесь наследие будет очень тяжелое.

КРУТОВ:

Вот Николай Сергеевич, я побывал на Дне республики в Тирасполе да, там тоже праздник, и люди все вышли на улицы. Но, как отличается праздник там от московского, устроенного властями? Там праздник устраивали сами люди. Знаете, вот проходишь по центральной улице, подворье. Каждый город, село, предприятие, район, школа они сами показывают всё, что они достигли за этот год. Прекрасные столы накрыты, самодеятельность, песни и пляски, рукодельницы, мастера, то есть ты видишь, люди сами участвуют, сами показывают что все-таки они сделали за этот год. Москва у нас же из праздника вот Москвы превращается в какой-то, с открытым ртом все ходят, а пойдем там посмотрим, а там кверху стреляют, ой, а там пиво бесплатно дают, ой, а там. Москва превратилась в показушный город, ну, так сказать, в какой-то удовлетворение живота и страстей, знаете вот, в город потребления, удовлетворения потребности.

ЛЕОНОВ:

Совершенно правильно. А я даже иногда думаю, что вот эти Дни города, особенно вот тот, который сегодня завершается, используется еще и как начало избирательной кампании мэра Москвы за своё переизбрание. Поэтому вкладываются такие бешеные деньги, поэтому населению отводится роль, только правильно, зевак и потребителей пива. Всё остальное ему просто, так сказать, вкладывается с эстрад платными артистами и тут никакого народного единения вот с этим Днем города не происходит, безусловно.

КРУТОВ:

Ну, что ж, ну, ладно, Бог с ним с мэром. Впереди у нас другая тема очень важная, на мой взгляд. На этой неделе в России побывал наследный принц Саудовской Аравии Абдалла. Он же первый вице-премьер, он же командующий вооруженными силами страны, наши средства информации как-то так не особенно подробно объяснили, что это за визит, ну, приехал принц Саудовской Аравии, ну, дальше что. Ну, и чего, приехал, уехал, много ли этих принцев там, в Саудовской Аравии. Но, на мой взгляд, сегодня приезд наследного принца в Россию имеет очень большое такое ну, что ли символическое значение, на мой взгляд. Как вы думаете?

ЛЕОНОВ:

Вы правы. Этот визит носит просто геополитическое значение, потому что Саудовская Аравия вместе с Россией является самыми крупными экспортерами нефти на мировом рынке. Мы вдвоем, если бы действительно тесно сотрудничали, могли бы диктовать всю политику цен на мировом рынке. Никто больше с нами уже, так сказать, в равной мере влиять на него не смог бы. Мы не должны забывать, что Саудовская Аравия это центр исламской веры, ведь там зародился ислам, и даже там зародился ваххабизм, как вот исламский фундаментализм. Там находятся святыни Мекки и Медина. То есть они пользуются огромным авторитетом в исламском мире. И с ними, конечно, надо иметь в этом отношении тесный контакт, потому что у нас тоже есть большая доля граждан России, которые исповедуют мусульманство.

КРУТОВ:

И в тоже время Саудовская Аравия была ну, так сказать, одним из спонсоров Талибана в Афганистане, одним из спонсоров чеченских террористов, это тоже доказано.

ЛЕОНОВ:

Тоже правильно.

КРУТОВ:

Вот как здесь состыковать?

ЛЕОНОВ:

Дело в том, что Саудовская Аравия в течение последних 50-60 лет вела чрезвычайно опасную политику, которая состоит в том, что она была непоследовательна. Они всегда были верными союзниками США, предоставили американцам военные базы. Но, с другой стороны, они всегда воевали против Израиля, всё время выступали за единство арабского мира. Получалось противоречие, с одной стороны, помогают арабам и деньгами и чем угодно, а с другой стороны, ходят под пяткой Соединенных Штатов. Вот сейчас, когда прошло вот эти террористические акты 11 сентября 2001 года, когда среди арестованных в Соединенных Штатах 19 участников, нет, установлены 15, оказались гражданами Саудовской Аравии, когда в Америке началась жуткая антисаудовская истерия, когда начали подозревать, что Саудовская Аравия является собственно, как государство организатором этих террактов, конечно, у Саудовской Аравии появилось опасение за свою судьбу. За судьбу тех 200 миллиардов долларов их денег, которые лежат в американских банках, ведь их завтра могут арестовать, запросто совершенно, одним решением Буша.

КРУТОВ:

Вы хотите сказать, что они теперь эти деньги к нам инвестируют в нашу промышленность и экономику?

ЛЕОНОВ:

Как говорят, дай Бог, но этого наверное, в полной мере не произойдет, американцы будут против, конечно будут препятствовать. Так, что налаживать контакты с этим королевством надо. Они предлагают вот Абдалла, кстати говоря, принц он предложил план решения Ближневосточного конфликта, вместо вот той Ближневосточной "Дорожной карты". Простой, элементарный. Заключить мир, признать Израиль, но вернуть все территории арабам, плюс вернуть восточный Иерусалим. И вот тут-то плюс восточный Иерусалим, Израиль сказал - ни в каком случае. Поэтому в данном случае, конечно, Абдалла и Саудовская Аравия стали играть гораздо более, я бы сказал, положительную роль во всем. Россия должна работать с этим королевством. Огромные ресурсы, нефть, валюта, желание идти вместе с нами, прекрасно. Это может быть для нас и рынок для нашей технологии по разведке и добычи газа и нефти. Это может быть для нас рынок военно-технического сотрудничества. Это наше влияние в арабском мире, которое, в общем-то, всё время уменьшалось, потому что нас американцы выталкивают оттуда, как борцы сумо более слабого конкурента. Поэтому нам надо. Но, я знаю, что против визита сюда Абдаллы резко возражало лобби произраильское, проамериканское, которые есть в нашем правительстве, в верхах, в Кремле даже. Я уверен, что всё сотрудничество с Саудовской Аравией будет очень сильно тормозиться именно этими кругами. Так что хорошо, что положено доброе начало этому, дай Бог, чтобы оно развивалось по хорошей дороге.

КРУТОВ:

Саудовская Аравия и Россия это два крупных экспортера нефти, правильно?

ЛЕОНОВ:

Да.

КРУТОВ:

В их руках, ну, по большому-то счету, находится и вся, так сказать, судьба нефтяных цен на рынке.

ЛЕОНОВ:

Конечно, конечно.

КРУТОВ:

Может ли, как вы считаете, здесь вот быть согласование в то время, когда у нас все-таки нефтяные-то богатства находятся не в руках государства.

ЛЕОНОВ:

Вот тут-то как раз я и сомневаюсь. Ведь все нефтяные богатства у нас проходятся в руках людей определенной национальности, ну, Ходорковский, Абрамович, Фридман вы все это знаете прекрасно. Поэтому не могу себе представить как вот все эти господа могут налаживать сотрудничество с принцем Абдаллой, когда, так сказать, принц Абдалла выступает всегда с критикой Израиля. Вот тут для меня есть вопрос. Вряд ли они пойдут.

КРУТОВ:

А, по-моему, там другой Бог, там доллар.

ЛЕОНОВ:

Конечно, но ведь наши-то нефтяные магнаты были сторонниками даже такого антироссийского и антирусского предложения. Давайте говорит мы заменим любого экспортера на мировом рынке, давайте мы будем продавать нефть по более дешевым ценам, давайте мы проложим там нефтепроводы, напрямую качать в Соединенные Штаты. То есть эта группа людей четко ориентирована на Соединенные Штаты, на Израиль и поэтому развиваться Саудовской Аравии в нашем отношении придется в нелегкой обстановке.

КРУТОВ:

А как вы скажете, может ли сказаться на обстановке в Чечне и вообще вот взаимоотношения, с так сказать, чеченскими деятелями, укрепление связи с Саудовской Аравией?

ЛЕОНОВ:

Я считаю, что это положительно скажется и на обстановке в Чечне. Вокруг чеченских боевиков постепенно складывается международный вакуум, видите мало помалу, шаг за шагом, но последовательная политика российского президента, я думаю, что делает своё дело. Поэтому в данном случае, когда Абдалла заявил, что Чечня это внутреннее дело России в своей пресс-конференции, уезжая, это уже прекрасный ответ на вопрос - будет он поддерживать или не будет.

КРУТОВ:

И еще, если можно, коротко, Николай Сергеевич, вот сейчас там в Ираке происходят изменения, американцы почувствовали, что они теряют, теряют и людей и технику, и средства, и силу, и то, что задумали с самого начала не так у них хорошо получается. Они хотят к этому привлечь и мировое сообщество, чтобы мы разделили все, разделили их авантюру, крупную авантюру. Скажите, готовится новая резолюция ООН, нам России, как нужно поддержать резолюцию эту, или участвовать даже в посылке миротворцев, или вообще сказать, ребята, это ваши проблемы.

ЛЕОНОВ:

Да, новую резолюцию, которую сейчас обсуждают в ООН она как раз сводится к тому, что американцы просят другие державы прислать свои войска, просят, в том числе, и от России пару батальонов прислать. Вас, говорят, уважают в арабском мире, вы придете и как бы, так сказать, снизите напряженность в отношениях между арабами оккупантами. Я думаю, что нам в эту военную чисто авантюру вмешиваться нельзя. Если Европа вся консолидирована, прежде всего, Ширак, конечно, и Шрёдер и все, кто критиковал эту операцию Соединенных Штатов примут новую резолюцию Соединенных Штатов, нам надо поучаствовать в этом, нельзя отделяться. Но, посылать туда не боевые части, не мотострелков, которых мы только что выводили из Косово, а послать туда людей творческих профессий строителей, связистов, военных медиков, чтобы не стреляли наши войска, а помогали налаживать мирную жизнь. Будет видно сразу, зачем пришли американцы, зачем пришли мы.

КРУТОВ:

Хорошо, Николай Сергеевич, и еще последний вопрос. Вышел двухтомник ваших воспоминаний это "Лихолетье" и "Крестный путь России" с дополнениями. Телезрители и читатели спрашивают, будет ли возможность получить дарственную надпись, то есть встречу с читателями?

ЛЕОНОВ:

Я думаю, конечно, будет, но я думаю, что просто сейчас рано называть еще конкретный день, но мы это сделаем обязательно.

КРУТОВ:

Хорошо. Спасибо, Николай Сергеевич. Напомню, что сейчас вы можете не только смотреть, но и слушать "Русский Дом" на волнах "Народного радио" 612 килогерц по понедельникам и средам с 18 до 19 часов.

(КНИГИ ЛЕОНОВА)

"Лихолетье", "Крестный путь России". Вышел из печати новый двухтомник Николая Сергеевича Леонова. Известный разведчик, историк, публицист делится своими воспоминаниями и размышляет о судьбе России и русского народа. Книги вы можете приобрести в редакции журнала "Русский Дом".

КРУТОВ:

Жил на Руси прекрасный русский художник Василий Дмитриевич Поленов. В каждом цветке, капле дождя, травинке художник стремился разглядеть совершенство красоты, созданной Творцом. Он подарил людям не только картины, но и построенный своими руками храм. Но в наши дни и сюда дошла мерзость запустения.

Д.ШАБАЕВ "ПОЛЕНОВО"

АВТОР (ЗА КАДРОМ):

"Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно не имеет смысла…" это слова Василия Дмитриевича Поленова, который всю свою жизнь посвятил искусству. За какую бы работу он не брался, в каждом из его полотен бьет живой родничок света. "Московский дворик" Поленова весь пронизан солнечным светом и радостью детства, ощущением покоя и вечности наполнен "Бабушкин сад", "Заросший пруд" и "Старая мельница". Василий Дмитриевич обладал даром чувствовать Русскую природу, её настроение. В каждом цветке, капле дождя, травинке художник стремился разглядеть совершенство красоты, совершенство творения.

Здесь в Поленово всё создано его руками - дом, сад, сосновый бор, а в соседнем селе Бёхово Василий Дмитриевич построил удивительный, "венчальный" как здесь говорят, Храм.

СИНХРОН о. АЛЕКСЕЙ (НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ):

Это он построил этот храм, своими, по своим чертежам, и своими собственными руками. Есть ли много из нас людей, которые вот своими руками могут построить храм. Вот здесь, когда стоишь, вот на этом месте, именно месте паперти и когда смотришь на Божий мир, который открываешься, то понимаешь, что другого слова, как именно Божий, здесь нельзя назвать и нельзя ему сказать.

АВТОР ЗА (КАДРОМ):

На этой земле русские люди поселились около тысячу лет назад, принеся с собою свет православия. И поэтому не удивительно, что земля эта богата чудотворными, благодатными местами.

В полутора тысячах шагов от церкви находится источник Казанской Божией Матери. Здесь трижды было явление иконы Богородицы.

Звук Крестного хода к источнику. Поют Богородице Дево Радуйся…

АВТОР (ЗА КАДРОМ):

Ранним, солнечным утром, богомольные крестьяне шли на службу, как вдруг в старый дуб у дороги ударила молния, прогремел гром, над верхними ветвями дерева образовалось свечение. Один из крестьян залез на дуб и обнаружил здесь Казанскую икону. Богомольцы отнесли её в храм и отдали священнику. Однако уже на следующее утро икона опять оказалась в ветвях того же дуба. Крестьяне снова достали её и возвратили в храм. И когда на третий день иконы Богородицы не оказалось в церкви, священник и прихожане пошли крестным ходом к месту её явления. У всех на глазах икона, висевшая в воздухе, растворилась, а из под корней дуба забил источник.

АВТОР (ЗА КАДРОМ):

Василий Дмитриевич Поленов построил великолепную усадьбу, сам был необыкновенно скромен и неприхотлив в быту. Всё своё время он проводил в мастерской, здесь же он и ночевал - кровать, стол, табурет, всё убранство его комнаты. Единственное, что занимало художника, это творчество.

Иван Александрович Ильин сравнивал творчество с молитвой и говорил о том, что мирской человек спасается творчеством.

СИНХРОН о. АЛЕКСЕЙ:

Смысл творчества в том, чтобы красоту Божию явить. Красоту, которая есть в людях, ту красоту, которая есть в природе Божьей. С этой красоты нужно снять случайные, грязные какие-то черты и явить правду Божию. Самого Господа как зовут? Творец! А по-гречески очень удивительно и точно - поэт. Он поэт, он сам творец. И мы, когда хоть чуть-чуть приближаемся к Богу, чуть-чуть, если мы хотим уподобиться Богу, мы должны быть творцами все, абсолютно все.

АВТОР (ЗА КАДРОМ):

Одно из самых главных дел в жизни Поленова это создание изобразительного повествования земного пути Христа, 58 работ. "Христос и грешница", "На Генисаретском озере", "Мечты", "Христос в пустыне" и многие другие. "Самое главное для меня, достигнуть самой возможной степени правдивости, добиться правды во всем", говорил художник.

СИНХРОН - о. АЛЕКСЕЙ:

Без творчества я глубоко убежден, вообще христианство не существует. Христианство не может быть тусклым, оно не может быть грубым, оно не может быть бездарным. Христианство обязательно талантливо, обязательно искрится этой силой, радостью, новизной, счастьем, любовью. В этом есть любовь, в этом есть творчество.

АВТОР ЗА КАДРОМ:

Василий Дмитриевич завещал похоронить себя рядом с церковью Живоначальной Троицы. Могила его удивительно проста - дубовый крест и камень. Нет никакого памятника или каменной плиты в надгробии. Да это совсем и не нужно. Рядом стоит самый лучший памятник - храм, храм, который построил сам художник. Каждый день во время службы батюшка поминает и молится за создателя храма сего. Кстати, церковь эта построена на средства Императора Николая П.

Совсем недавно всего несколько месяцев назад неизвестными была дотла сожжена часовня на месте источника Казанской иконы Божией Матери.

СИНХРОН - о.АЛЕКСЕЙ:

Жгут, жгут это они, только о них можно сказать, что прости им Господи, не ведают, что творят. Это последнее, наверное, последняя часовня, которая сгорела. Знаем мы эти часовни, которые горят. Они горят, и будут гореть, к сожалению, а мы их будем строить. В этом и есть человеческий труд и Божий труд, всё равно строить, сколько бы на огне не осталось, и сколько бы сил у нас не было, мы всё равно будем строить.

АВТОР (ЗА КАДРОМ):

Сквозь обгорелое бревно, то малое, что осталось от часовни, пробился вот этот зеленый росточек. Поистине - чудо, говорящее о многом.

В своём завещании Василий Дмитриевич Поленов написал: "…Бытие человека остается! Остается и переходит в то, что человек сотворил…"

КРУТОВ:

Бог им судья - людям, совершившим это дьявольское дело. Наше же Божье и святое дело восстановить часовню.

Если вы хотите оказать помощь в восстановлении часовни, то позвоните по телефонам (095) 717-11-17, 717-11-44.

И еще. Российский Православный институт святого Иоанна Богослова объявляет дополнительный набор.

Справки по телефону 281-59-57.

Сегодня Церковь отделена от нашего государства, но она не должна и не может быть отделена от общества, ибо члены общества и составляют Тело Церкви. Святитель Тихон Задонский пророчески говорил о том, что не только власть, но и те, которые подвластны, ответственны за всё, что происходит в Отечестве и мире.

До свидания. Встретимся в следующее воскресение в 15.25


Помощь «Русскому Дому»

 

Дорогие братья и сестры!

Благодаря вашей поддержке «Русский Дом» продолжает выходить в то время, когда православные издания закрываются по всей России одно за другим. Увы, кризис не миновал никого. Мы нуждаемся в вашей помощи. Если у вас есть возможность внести лепту в издание журнала «Русский Дом», то проще всего это сделать, переведя деньги

на карточку Сбербанка № 4279 3800 1383 2391

Также у нас есть расчётный счёт:

Организация «Русский Дом», ИНН 7702365862, КПП 770201001, Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва, р/с 40703810538260101068, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225

Кроме того, пожертвования можно направлять и через интернет:

Рублёвый кошелёк в системе Webmoney: R207426332207

Долларовый кошелёк в системе Webmoney: Z406090803927

Евро-кошелёк в системе Webmoney: E196200153466

Кошелёк в системе «Яндекс.Деньги»: 41001994189694

Тел./ факс: (495) 621-3502, 621-4618 (по подписке), 621-4353.

С любовью о Христе, с верой и надеждой в Россию,

Редакция «РД»

Поиск

Наши новости

RSS-материал