Телепередача "Русский Дом" от 31 августа 2003 года


 

 

"РУССКИЙ ДОМ"

31.08.2003

КРУТОВ:

Здравствуйте!

Спасибо, что вы нашли время прийти к нам в "Русский дом".

Вот и закончились школьные каникулы. Быстро пронеслось лето, и остались о нём только воспоминания, которыми будут ребята жить, пока не втянутся в учёбу. Уверен, что каждому школьнику найдётся, чем поделиться со своими друзьями.

Ну, а для ребят из подмосковного города Ногинска, который они называют старинным именем Богородск, воспоминаний о летних каникулах всегда хватает надолго.

А.АНДРОНОВ "ПАЛОМНИЧЕСТВО В КАРЕЛИЮ"

КОРР.:

Байдарку, проходившую разрушенную плотину развернуло бурным речным потоком, и управлявший ею не справившись с ситуацией, оказался в воде. На выручку тут же пришли друзья.

Так участники Православного миссионерского похода по Карелии учились слаженно действовать в команде, жертвуя своим покоем и комфортом ради ближнего.

Поход начался по благословению правящего архиерея в подмосковном Ногинске. Поездом юные путешественники добрались до Карелии, а дальше по цепи рек и озер к Белому морю, к легендарной Кеми.

Поход водный, и потому лодки готовили с особой тщательностью. Каждая из байдарок, после освящения получила свое собственное имя: Федор Ушаков, Константин Богородский, Князь Владимир. Всего в походе участвовало 7 лодок. Десятки километров маршрута проходили по порожистым северным рекам. Даже в самой сложной ситуации среди ребят не было эмоциональных срывов. В трудностях все видели Промысел и благословение Божие. Господь посылал попутный ветер, изобилие ягод, грибов и рыбы. Молитва делала эту простую походную пищу по особенному вкусной.

Наиболее духовно - значимым событием экспедиции стало воздвижение Креста над водами древнего Энг - озера.

СИНХРОН - ПРОТОИЕРЕЙ МИХАИЛ ЯЛОВ, БЛАГОЧИННЫЙ ЦЕРКВЕЙ НОГИНСКОГО ОКРУГА:

"Мы увидели этот островок, который расположен посреди озера, и подумали, что было бы замечательно поставить на нем Крест, который бы освящал все вокруг, и являлся бы маяком не только видимым, зримым, но и духовным. И когда мы начали это делать, мы вдруг ощутили духовную значимость этого события и после того, как мы его установили и отплыли, удивительное было чувство, что мы не зря сюда приехали, что мы сделали нечто важное в духовном плане".

КОРР.:

За время похода, ребята сблизились, почувствовали себя одной большой семьей, и окрепли не только физически, но и духовно.

Экспедиция закончилась на берегу холодного Белого моря. Монахи Кемского подворья Соловецкого монастыря гостеприимно встретили путников. Дальнейший путь лежал обратно в родной Богородск, так называют участники похода подмосковный Ногинск. Прощай Карелия до следующего лета, до новых маршрутов.

КРУТОВ:

Современная трагедия русского народа - утрата национального самосознания. Страна расчленена и подавлена иноземцами и мнимыми русскими, которые говорят и пишут по-русски, а мыслят и ведут себя как враги России. В ходу иноземные деньги, на экране чужая речь. Спасти Россию может только национальное возрождение и сплочение. Нас много. Мы большинство в стране. Неужели мы русские не сможем найти общую программу действий? Но русская нация вообще - не родство по "крови", важно здесь не происхождение, а поведение, тип культуры. Русским можно не родиться, важно им стать. Примеров этому великое множество. В России много племён и народов, но именно русских всегда отличала национальная терпимость, именно она была одним из стержней, на которых создавалось мощное государство.

Без возрождения русского единого национального самосознания, задавленного, опозоренного и униженного нам не создать сильное государство.

И здесь, я думаю, многие из вас согласятся, что судьба России, её будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей. Святейший патриарх Алексий II сказал: "Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд её безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству".

А.ПОЛУШИН "ШКОЛЫ"

АНДРЕЙ ПОЛУШИН, ЖУРНАЛИСТ:

Мы - русские. Тысячелетняя история России приучила нас гордиться этим. С самого детства, со школьной скамьи, из рассказов отцов и дедов перед нами вставала летопись ратных подвигов и трудовой славы, где не было ничего постыдного. Но ныне, похоже, пришли иные времена.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Преподавание истории России в школах страны, стало своеобразной "наукой ненависти", где зачастую принижают роль русского народа, старательно противопоставляя нас соседям по некогда могучей стране. Открываем учебник отечественной истории для седьмого класса (авторы Данилов и Косулина). На 50-й странице узнаем, как в 16-м веке правительство предлагает меры по "насильственной христианизации народов Поволжья…" Смотрим дальше. "Ценой больших усилий к середине ХУШ века несколько сотен мусульман удалось обратить в православную веру, но как только давление ослабло, большинство из "крещеных" снова вернулись к исламу".

Более чем странная трактовка этого сложного периода истории, особенно учитывая реалии дня нынешнего.

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ЖУРАВСКИЙ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК:

Христианская миссия началась задолго до 16 века. В том же Поволжье кряшены, как народ, корнями уходят не в 16 век, а гораздо раньше. Потому что на территории Волжской Булгарии проживали христиане. Очень многие миссионеры православные были первыми этнографами, первыми составителями азбук национальных. Поэтому оценить этот процесс, как негативный, просто несправедливо.

Еще более странно читать в учебнике для 8-го класса о том, что главной причиной Кавказской войны, оказывается, стали не набеги и грабежи беспокойных соседей, не вечная вражда с Турцией и Англией, провоцировавших войну на Кавказе, а "попытки царского правительства внедрить на Кавказе российские законы и обычаи". По мнению авторов учебника, до начала войны русских на Кавказе просто не было. Как тогда быть с Тьмутараканским княжеством, с терскими и гребенскими казаками, жившими в самом сердце гор еще во времена Ивана Грозного.

"Колонизация" - этот термин очень уж часто и не по делу встречается на страницах учебников по российской истории для российских школ. Для объединения в единое могучее государство нашим предкам не понадобились динамит и отравленные оспой шерстяные одеяла, как на разрекламированном американском Западе. У России всегда был свой путь.

СИНХРОН - АПОЛЛОН ГРИГОРЬЕВИЧ КУЗЬМИН, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК:

"Россия, дойдя до Тихого океана не уничтожила ни одного народа. Америка, дойдя до Тихого океана, в другую сторону, уничтожила все. Это слова Токвиля, их печатали раньше в послевоенное время. А Энгельс в письме Марксу пишет: "В России во втором поколении немцы уже истые русские. И даже у евреев там вырастают славянские скулы. И по отношению к Востоку она играет, безусловно, прогрессивную роль".

В своем стремлении принизить роль России и русских в мировой истории духовные недруги используют все имеющиеся у них средства.

Тенденциозно подаются и события совсем недавнего прошлого. Так в искаженном виде представлена роль Советского Союза в победе над фашизмом в учебниках выпущенных для наших школ, на деньги Сороса.

СИНХРОН - ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ ВАРЕННИКОВ ГЕНЕРАЛ, ПРЕЗИДЕНТ АССОЦИАЦИИ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И РОССИИ:

Андрей, Тут не может быть даже присутствовать слово объективность. Это кошмар, что там представлено. Учебники 8, 9, 10, 11 класса я изучил. Они совершенно не отражают истины то, что было у нас в стране. Да нам помогали союзники. Вот если из того всего, что они помогали, 3% значит, вот техники мы использовали их. Но по лендлизу мы обязаны были рассчитаться, заплатить после войны и мы заплатили за всё то. Они показывают, что главную роль в разгроме гитлеровского фашизма сыграли американцы вместе с англичанами. А Советский Союз там где-то, что-то, в чем-то им помогал. Хотя основную ношу вынесли-то мы. Ведь до войны с нами, то есть 39, 40 и часть 41-го года в Европе война была, никто не мог даже остановить Гитлера, не говоря уже о поражении. Мы не только его остановили и выбили из своей страны, мы в прах разгромили вермахт, мы на колени поставили Германию.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

По всей видимости, разрушительные действия псевдоисториков направлены на то, чтобы воспитать у русских чувство вины перед "угнетенными" в кавычках народами и цивилизованным Западом. Вся эта акция проходит на фоне не прекращающейся демографической катастрофы среди русского населения. За последний год в нашей стране могло бы родиться 6,5 миллионов детей. Но они не родились.

Сегодня в Москве живут и работают люди 150 национальностей, поэтому 37 столичных школ имеют статус учебного заведения с этнокультурным компонентом, а еще в 35-ти национальный язык преподают факультативно.

Но, как оказалось на фоне многочисленных национальных школ ни одного учебного заведения с полностью русским этническим компонентом, лишь в пяти изучают отдельные аспекты русской культуры - фольклор, историю и так далее. По словам руководителя Департамента образования Москвы Любови Кезиной: "В Москве все школы - нерусские". В новом учебном году в 67 учебных заведениях столицы русский язык начнут преподавать как иностранный.

СИНХРОН - ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА ЕЛИСЕЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ШКОЛЫ № 1910 г. МОСКВЫ:

Сейчас дети изучают русский фольклор, древнерусскую литературу в рамках школьной программы. Но, на мой взгляд, недостаточно. Потому что по современным программам фольклор изучают в 5-6 классах, древнерусской литературе отводится место в 7-8-9 классах, а уже в старшей школе 10-11 классах - не изучается. Дети не знают своих корней. Взять хотя бы день святого Валентина, который прижился в стране, в том числе и в школах. Праздник в феврале, это католический праздник. Но дети не помнят, что у нас были святые Петр и Феврония Муромские, которые умерли в один день…

СИНХРОН - ИЛЬЯ ХАУСТОВ, ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ № 1910 г. МОСКВА:

Мы слишком много изучаем зарубеж. Мы изучаем Англию, мы изучаем Соединенные Штаты Америки. Про свою страны мы знаем очень мало, очень. Потому я считаю, что надо увеличивать программу знаний по отношению к нашей Родине, к России.

КОРР.:

Москва за последнее десятилетие превратилась в Новый Вавилон, где происходит чудовищное смешение стилей, вер и традиций на фоне снижения общего уровня духовной культуры населения. Эти процессы все больше захватывают и школу.

Толерантность по-европейски, полная лицемерия и двойных стандартов, этнические преступные группировки, захватывающие целые секторы экономики Московского региона все больше отторгают будущее России от пути тысячи лет назад выбранного нашими предками.

Но мы не Европа и не Азия. Мы - русские.

КРУТОВ:

В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва. У него есть замечательные слова о русском народе: "Обыкновенно народ, пишет он, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе; англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: немецкая верность.

Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он её прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о "СВЯТОЙ РУСИ". Вот идеал: и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный".

И я приглашаю вас в паломничество по православным святыням Руси.

В.ШКУРКО "ШАМОРДИНО"

КОРР.:

Есть в Калужской земле уголок, побывав в котором, не забудешь его уже никогда. На высоком, лесистом обрыве над речкой Сиреной стоит монастырь - Казанская Святоамвросиевская женская пустынь, или просто Шамонта. Монастырь был основан в конце 19 века молитвами, трудами оптинского старца преподобного Амвросия. Уже в наше время преподобный Амвросий первым из сонма оптинских старцев был прославлен в лике святых. Шамордино достигло своего расцвета в начале 20-го века уже после кончины старца Амвросия. А после революции монастырь постигла общая участь русских монастырей. В начале 20-х годов он был закрыт и разорен. Новая жизнь обители началась уже в 90-м году, когда монастырь был передан Русской Православной церкви.

Знакомство с монастырем давайте начнем с величественного Казанского собора.

Поражают размеры храма 60 метров в длину, 30 в ширину и 50 в высоту. А вообще все монастырские здания построены из красного кирпича в едином стиле и напоминают сказочные терема. К собору примыкает монастырская трапезная. За ней водонапорная башня, похожая на крепостное сооружение. А над кельей, где скончался основатель монастыря преподобный старец Амвросий, построен храм в его честь. Здесь проходят ежедневные монастырские богослужения. В церкви "Утоли моя печали" при богадельне служба совершается по праздникам и в ночное время. Обходя монастырь, нельзя не поклониться могилкам Первоигуменьи обители, схимонахине Софии и ее дореволюционных преемниц. Сохранилась и могила схимонахини Марии, родной сестры Льва Николаевича Толстого. А на монастырском кладбище покоится замечательный ученый эколог, боровшийся со зловещим проектом переброски северных рек на юг Фаддей Яковлевич Шипунов.

Паломники, приезжающие в Шамордино всегда ходят к святому источнику у подножия монастырской горы. Рядом с источником купальня и каждый приезжающий, по благословению матери игуменьи, преодолевая страх, погружается в ее ледяную кристально чистую воду.

Вообще все в монастыре совершается по благословению. Постригаясь в монахи, человек дает Богу обет целомудрия, нестяжания и послушания. А почему так важно послушание, пусть расскажет сама матушка игуменья.

СИНХРОН - ИГУМЕНЬЯ НИКОНА:

Человек мирской он, конечно, даже пусть он очень религиозный, живет по Заповедям, все равно он живет по своей воле. То есть он что захотел, то сделал и у него больше свободы и передвижения и какого-то творчества и все. В монастыре, самое главное, послушание. Почему вот так на этом акцентируется на послушании всё время, потому что первый грех, который пришел в мир, это был гордость и непослушание воле Божией. Поэтому мы вроде как бы должны компенсировать вот свою природу, которую мы получили от падшего Адама, подчинить воле Божией. И чтобы эта воля Божия с нашей не расходилась. И вот это очень трудно.

КОРР.:

Недаром все виды монастырского труда будь то иконописание, шитье, работа на кухне называется послушание. Даже грибы собирают по благословению. Вот и мы, по благословению матушки игуменьи, посетили некоторые монастырские послушания. Шамординский монастырь имеет около 90 гектаров земли пахотной и луговой. Стадо монастырских коров было на выпасе. И особенно заботятся матушки о ягнятах, будущем стаде английских тонкорунных овец, из шерсти которых ткут мягкие и тонкие одеяла. В гончарной изготавливают монастырский фарфор. Довольно сложная технология включает, например, роспись и четыре обжига. Зато шамординские гончарные изделия украшают собой и выставки и православные ярмарки.

Вообще все в монастыре делается руками самих сестер. Ими, например, написан иконостас церкви "Утоли моя печали", а в иконописной мастерской работают над новым иконостасом для главного монастырского собора храма Казанской Божией Матери.

С самого начала существования Шамординского монастыря преподобный Амвросий собирал сюда всех, кто не имел возможности поступить ни в какую другую обитель: немощных, обездоленных, престарелых, сирот и вдов. И все они находили здесь покой и утешение. Нынешние сестры свято блюдут заветы старца Амвросия. И сейчас матушка игуменья никому не отказывает в приеме в Обитель. И каждый из таких сестер, по мере своих сил, старается быть полезной для монастыря. Монахиня Ефимия, например, вышивает замечательные оклады для икон. А монахиня Алексия, лишенная возможности ходить, вычитывает помянники.

СИНХРОН - МОНАХИНЯ АЛЕКСИЯ:

Кушать есть чего, и заняться есть чем. Вот весь день читать, вон книг много, покойных, живых написано много. Есть чем заняться. Всё хорошо.

КОРР.:

Но главным делом сестер обители, на каком бы послушании они не находились, является, конечно, молитва.

- Самое главное, что должно отличать монастырь от мира, это молитва. В монастыре молитва должны быть главным делом, всё остальное все рукоделия, все ремесла, все дело восстановление там или работа по хозяйству, это всё по деле. То есть это между делом, между главным делом, молитвой.

КОРР.:

Шамординские богослужения, как и положено монастырским службам, совершаются по строгому монашескому уставу. Всенощное бдение, например, длится около 5-ти часов. Кому-то из паломников мирян они, может быть, покажутся слишком длинными, но красота самого богослужения, умилительное пение сестер, постепенно вовлекают в молитву. Время уже перестаешь замечать и начинаешь понимать значение монашеской жизни, монашеского подвига. Ведь в монастыре, как нигде, всеми силами стремятся к осуществлению Христовой заповеди, а служение Богу вместе с деятельным служением ближним.

СИНХРОН - МОНАХИНЯ ТАВИФА:

Монашеские скорби, монашеские искушения они может быть и не так видны миру, но цена монашеских искушений она, конечно, велика. И если монах, много лет, проживший праведно, тем не менее, каким-то образом оступается, то, конечно, это сказывается и на его жизни. И самое главное, что монах попадая в такие искушения, теряет молитву. А поскольку монах молится не только о себе, но и о других, то таким образом, ослабевает молитва за мир.

КОРР.:

Икона Божией Матери "Спорительница хлебов". По преданию именно над этим местом, где теперь стоит монастырский скит, старцу Амвросию явилась Матерь Божия. Икона была написана по его благословению и имеет особую благодать помогать в хозяйстве, в домашних делах, в материальной нужде. И, конечно, таких, кто нуждается в ее заступничестве немало. Но с какой бы целью не приезжать сюда в этот благословенный уголок русской земли, нельзя не почувствовать тягу снова посетить Шамордино, тихую обитель, где сестры молятся о всех нас, где возрастает деятельная любовь к Богу и ближним.

А.ПОЛУШИН "НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ И СЕЛИГЕР"

Исток Волги. Глядя на робкое биение родникового ключа трудно поверить, что здесь берет начало великая река, называемая в русском народе "кормилицей", "матушкой".

Исток Волги обнаружен сравнительно недавно в 1880 году, но уже в "повести временных лет" говорится о том, что из Оковского леса крестообразно вытекают Волга, Днепр, Западная Двина и Ловать. "Днепр же" - сказано в летописи - "вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса вытекает и течет на север, и впадает в море Варяжское, из того же леса вытекает Волга на восток и впадает семьюдесятью протоками в море Хвалисское". Так писал летописец Нестор на заре русской государственности.

Крест на водоразделе, и два храма: каменный пятиглавый Преображения Господня и деревянный во имя святителя Николая подчеркивают, с каким благоговением русский народ относился к истокам своих великих рек, видимо отождествляя их и с истоками своей народной души.

В последние годы на истоках Волги и Западной Двины возобновлена традиция освящения воды. Ежегодно 29 мая в храме святителя Николая духовенством Тверской епархии совершается Божественная литургия, а на волжском истоке водосвятный молебен. Удивительно, но когда потом нашли документы дореволюционной жизни Волговерховья, выяснилось, что чин освещения совершался в этих местах также 29 мая. Так Божьим промыслом и попечением людей не прервалась связь поколений старой и новой России.

- Многая лета.

После освящения воды от истока Волги двинулся крестный ход.

Вместе с паломниками, священнослужителями и мирянами Тверской епархии шел и сам архиепископ Тверской и Кашинский Виктор. Первый этап крестного хода от Верхневолжья до деревни Новинки равен 10 километрам. Пройти такой путь после 4 часового богослужения совсем не просто.

Крестный ход ежегодно движется по Тверской епархии от истока Волги, расположенного на территории Осташковского района до города Калязина, по суше и по воде. Крестный ход молитвенно соединяет истоки великих русских рек, ограждая наш народ от зла, нашествия врагов и эпидемий.

В 2003 году сюда из Почаева была доставлена чудотворная икона Божией Матери. Почаевская икона Богородицы пройдет вместе с молящимися весь этот путь, мимо разрушенных храмов и разоренных деревень, мимо тихих погостов и беспокойных городов, где росток веры понемногу пробивается в сердцах у людей.

"Радуйся, неведущих вразумление;

Радуйся, малодушных укрепление".

Озеро Селигер. В самом его названии есть что-то серебристое и чуть колкое, как рыбешка, как ёрш. Кстати, жителей старинного города Осташкова, расположенного на его берегу, прозывали именно ершеедами. Но, в его прибрежных водах можно поймать и угря. На гербе города под двуглавым российским орлом три серебряные рыбы, показывающие основной промысел осташковцев и обилие улова в их главной водной артерии.

Интересный исторический факт: к Петру I обратился шведский король с просьбой направить в Швецию русских рыбаков для обучения шведов рыбному промыслу. И в 1724 году Коллегия иностранных дел постановила послать в Швецию рыбаков с Селигера. Да, не зря Александр Островский называл осташей первыми рыбаками на Руси.

Впрочем, первыми они были не только в рыбном промысле. Осташков первый из уездных городов, где был открыт общественный театр. В этом здании шли постановки "Горе от ума". Актерами в театре выступали сами жители города. И в наши дни здесь по-прежнему проходят торжественные и праздничные мероприятия. В Осташкове с 1833 года существует публичная библиотека, книги на которую были пожертвованы из личных собраний горожан.

В 19 веке осташковцы отличились и во время открытия Дома милосердия для детей лишенных родителей. Местные купцы отказались брать на это деньги из государственной казны, и содержали его на собственные средства.

А в 1843 году в Осташкове организовали первую в России общественную пожарную команду.

СИНХРОН - ТАТЬЯН А АЛЕКСАНДРОВНА АФЁРОВА СТУДЕНТКА:

"Из уездных городов России

Ты слывешь передовой

Славься, город наш Осташков!

Славься, город наш родной".

Пожарная команда была очень хорошо организована, и принцип действия пожарной команды был таковой: город был разделен на определенные квадраты и каждому квадрату города соответствовал флажок с определенным цветом. И если часовой замечал дым в той или иной части города, он подымал флажок с определенным цветом, и уже все знали, где случился пожар. Каждый местный житель знал, что он должен принести на пожар: будь это ведро, лопата, топор или ухват".

- В 1730 году в Осташкове был основан первый в Тверской губернии кожевенный завод. Кожаные рыбацкие сапоги - "осташи" с длинными голенищами, рыбацкие фартуки и рукавицы не имели себе равных. Ими торговали по всей России и за ее пределами: в Норвегии и Англии, Канаде и Бразилии.

В 1820 году Осташков посетил император Александр I. Он выступил перед собравшимися с балкона дома городского головы Кондратия Савина, кстати, и сегодня здесь располагается городская администрация. Александр I поблагодарил горожан за высокое качество осташковских сапог, которые помогли нашей армии победить Наполеона, и дойти до Парижа.

В 1991 году при помощи югославских специалистов Осташковский кожевенный завод был реконструирован. Ныне предприятие производит 1/3 всей кожи России. Ежегодно выпуская более 4 миллионов квадратных метров готовой кожи и полуфабрикатов.

СИНХРОН - ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ УСАЧЁВ, ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ОТК ОСТАШКОВСКОГО КОЖЕВЕННОГО ЗАВОДА:

- "Осташковский кожевенный завод вообще одно из самых крупных кожевенных предприятий на территории России, да и всей Европы. И мы вообще заинтересованы в притоке молодых людей. Даже вплоть до того, что мы даем возможность молодым людям заканчивать московские институты. Вот сейчас у нас некоторые товарищи, которые закончили армию, пришли к нам работать, они имеют возможность поступить в Московский ВУЗ на платное отделение и продолжать свое образование заочным образом".

- Сегодня на заводе трудится более тысячи двухсот человек. Хорошая зарплата и солидный премиальный фонд привлекает сюда много молодежи. По крайней мере, для Осташкова проблема оттока населения в большие города не стоит так остро, как для других малых городов России.

СИНХРОН - ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ПАВЛОВ, ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОСТАШКОВ":

Четыре, пять лет последних у нас рост промышленного производства не менее 50%, не менее, бывало и 80% рост. Вот прошлый год вообще уникальный, где-то порядка в 2,5 раза увеличен был объем. Это говорит о чем? Что, во-первых, если раньше на Селигер приезжали люди просто отдыхать, то сегодня они оставляют часть своих средств сюда, и говорят: "мы здесь уже хотим жить". Но, естественно, если он живет здесь, ему нужно каким-то бизнесом здесь заниматься. Он вкладывает сюда деньги.

Очень хороший показатель по Осташковскому кожевенному заводу. Тут и наши деньги российские России, и деньги испанские вложены. Опять же из чего исходят: есть база, есть люди, которые умеют делать кожу. Даже сегодня уникальное самое оборудование поставь, мы не сможем сделать хорошую кожу, если бы не было золотых рук специалистов. Сегодня в Осташкове эта база есть".

- Удивительна и своеобразна архитектура Осташкова. Стены дома 17 века, принадлежавшего осташковскому воеводе, толщиной более метра. В нем предпочитали жить летом, так как дом хорошо хранил прохладу, зимой же переходили в деревянный, расположенный по соседству. Сохранившиеся Воскресенский и Троицкий соборы, возведенные и украшенные местными мастерами, можно отнести к лучшим произведениям русской архитектуры 17-18 веков. При строительстве жилых домов думали не только об их прочности, но и о том, как они будут вписываться в окружающий ландшафт.

"Образцовые" дома строили на углах улиц, многие из них со скругленным углом, чтобы видно было главное направление улицы, которая выводила к Селигеру.

Водная гладь озера торжественно замыкала перспективу города. Один из архитекторов Иван Николаевич Суравков, построивший в начале 20 века десятки прекрасных архитектурных памятников в 30-е годы был репрессирован и сам остался без жилья. Он умер в блокадном Ленинграде зимой 41 года, но потомки не забыли своего земляка так много потрудившегося над благоустройством родного города. И поэтому понятны строки стихов Ивана Лажечникова:

"Славься, город наш Осташков,

Славься, город наш родной!

Славься, не своим богатством,

Не торговлею своей,

А любовью, крепким братством

Ты своей семьи детей".

В 7 верстах от Осташкова на небольшом островке находится святыня духовно укрепляющая не только жителей этого небольшого приозерного города, но и всю Россию.

Ныне сюда, как и встарь, стекаются и стар и млад. Ежегодно летний лагерь устраивают здесь ученики русской школы из Твери.

СИНХРОН - ДИМА СТЕПАНОВ:

- В Нилову пустынь еще не ездил, в первый раз приехал?

- В первый раз.

- Ну и как тебе здесь?

-Ну, пока что ничего.

- Как ты думаешь, чем вы здесь будете заниматься, основное ваше занятие?

- Там ходить в храм. Там молиться.

- А вот скажи, пожалуйста, зачем нужны храмы, как ты думаешь?

- Ну, чтоб просить Бога и святых о помощи.

СИНХРОН - (ДИАЛОГ С САШЕЙ); АЛЕКСАНДР ГРИГОРОВИЧ:

- А что ты знаешь уже о Ниловой пустыни?

- О Ниловой пустыни я знаю, что здесь жил один святой, благодаря которому появился этот монастырь. Его звали Нил Столобенский.

- Монастырь на острове Столбный был основан в 1594 году. Он был назван Ниловой пустынью в честь удивительного святого: преподобного Нила, подвизавшегося здесь в начале 16 века. Его подвиг самоотречения поражал и поражает всех приходящих сюда, особенно в наше время.

Преподобный Нил был известен своей богоугодной жизнью еще до прихода на Селигер. 13 лет он провел в посте и молитве на берегу реки Серемхи. Но людская молва и распространившаяся в округе слава причиняли отшельнику немало духовных страданий и он начал молить Бога, чтобы тот открыл ему путь ко спасению.

СИНХРОН - АРХИМАНДРИТ ВАССИАН НАМЕСТНИК МОНАСТЫРЯ НИЛО-СТОЛОБЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ:

"Однажды после усердной молитвы ему был голос: "Иди на остров Столобный, там можешь спастись". Он, естественно, не знал где этот остров Столобный, спросил у рыбаков, так сказать, где он. И вот пошел на этот Столобный остров осенью, и сразу как пришел, вырыл землянку. И вот в землянке, и молился. Но, главное вот что у него было стремление, именно уподобляться таким столпникам. И поэтому дал обещание: не сидеть, и не лежать. Ведь, представьте себе, многие, все святые это труженики великие на ниве христовой. И благодать Божию, чтобы получить в изобилии, надо очень много трудиться в этом направлении. Но, я думаю, ни один сподвижник так не трудился, как преподобный Нил. Представьте себе он пожил 27 лет, никогда не сидел, не лежал. И вот, когда уже человек ведь он, плоть же наша человеческая ослабевала. Тогда, так сказать, он себе в келью вбил два крюка в стенку, немножко так руками опирался на эти крюки вот, немножко, так сказать, отдохнуть мог, может быть даже, вздремнуть и опять молиться".

- Очистившись от страстей преподобный Нил удостоился от Бога особых дарований Святого Духа. Он прозревал тайные помыслы и дела людей. Согрешающих направлял на путь покаяния и спасения.

В 1667 году, спустя 112 лет, после преставления святого были обретены его нетленные мощи. Случилось это 27 мая, по новому стилю 9 июня. С тех пор каждый год в этот день со всех концов России в обитель стекаются сотни паломников, желающих почтить память великого Божия угодника. В конце 17 века при игумене Нектарии было положено начало каменного строительства на острове. Почти все российские государи оказывали обители в этом помощь. В 19 столетии вместо прежнего Богоявленского собора, пришедшего в ветхость, по проекту архитектора Шарлемана был сооружен новый, обширный соборный храм с трехъярусной колокольней.

20 век принес России разрушительную революцию. Сразу после октябрьского переворота прокатилась волна вскрытий мощей святых. В 1919 году были кощунственно вскрыты и мощи преподобного Нила. Позднее их вывезли из обители и поместили в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря города Осташкова, в котором разместилась экспозиция местного краеведческого музея. В 20-е годы, с целью закрыть монастырь, властями был устроен судебный процесс над монахами, уличенных в проповедях черносотенного содержания и молитвах за русских царей. Вскоре в обители не осталось ни одного инока. За время советской власти на её территории размещалась колония для малолетних преступников. Старожилы рассказывают, что в наказание девочек запирали в холодном соборе и заставляли сбивать со стен штукатурку с росписями.

В 1947 году Осташковский Вознесенский храм, в котором пребывали мощи преподобного Нила, был возвращен церкви. В нем начались богослужения. Для святых мощей была устроена резная вызолоченная рака и синь. В 1955 году настоятелем храма был назначен, тогда еще совсем молодой священник, выпускник Ленинградской духовной академии Владимир Шуста. Более сорока лет прослужил он в Вознесенском храме у мощей преподобного Нила.

Он же, приняв постриг с именем Вассиан, в 1991 году был назначен наместником вновь открывшейся Нило-Столобенской пустыни. А в 1995 году состоялось перенесение мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нилову Пустынь. Монастырь начал оживать. Вновь, как и в старой России 9 июня здесь совершается крестный ход. С молебным пением святые мощи обносят вокруг острова.

Нилова Пустынь, как и в прежние годы, обретает значение одной из главных духовных святынь России.

От мощей преподобного Нила происходят многочисленные чудеса. Игумен Вассиан, 48 лет прослуживший у мощей, сначала в Осташково, а затем и в Ниловой Пустыни знает это как никто другой.

СИНХРОН - ИГУМЕН ВАССИАН:

Приехали из Москвы группа целая паломников. И с ними была девочка лет 15. И вот молились, она стояла у мощей. Болели очень ноги. И вдруг она потом как закричит: "мама, бежит прям бегом, я исцелилась, я здорова. У меня ноги не болят уже". Так что, если бы я записывал все чудеса, их было бы очень много".

- В 2003 году ко дню памяти преподобного Нила на колокольне установили новый позолоченный шпиль с крестом и закончили отделку Богоявленского собора. До этого богослужения проходили в небольшом правом приделе храма во имя Василия Блаженного. При большом стечении паломников молились на монастырской площади. Теперь монахи возвращаются в свой главный храм.

Однако работы по восстановлению монастыря еще не закончены. Пустыми глазницами зияют архиерейский и братский корпуса, а на месте разрушенных храмов Покрова Божией Матери и Иоанна Предтечи стоит памятный крест.

И все же, переступая ворота обители, понимаешь, что благодать Святого Духа незримо присутствует здесь. Забываются житейские неурядицы, волнения о том, что будет, думаешь о том, что видишь сейчас, помнишь только о самом главном - о спасении, да о своем его недостоинстве, но и это как-то уже без надрыва, а спокойно и трезво. Удивительное чувство мира в душе сочетается с необыкновенной красотой и тишиной вокруг.

В.ДЕМАКОВ "НЕСТИ СВОЙ КРЕСТ"

Корр. за кадром.

Колокольный звон. Вид на окрестности с колокольни монастыря.

ВОПРОС КОРР.- Для чего человеку нужна вера?

ОТВЕТ - Наверное, для того, чтобы было чем жить.

620 лет рядом с Коломной на берегу Москва-реки стоит Богородице-Рождественский Бобренёв мужской монастырь. Церковное предание относит основание обители к 1381 году. Здешние земли в XIV веке принадлежали знатному боярину, полководцу князя Дмитрия Донского - Дмитрию Боброку - Волынскому. В ночь перед Куликовской битвой, объезжая место будущего сражения полководцы дали обет, в случае победы выстроить у Коломны монастырь. Куликовская победа пришлась на день Рождества Богородицы. В честь этого праздника и решено было освятить обитель. Тяжёлый крест испытаний пронесла древняя святыня за семь столетий - нашествие врагов и голод, эпидемии болезней, смуту и мор, закрытие и разграбление. Наконец, в середине XX столетия монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падёжный скот, битое стекло, мусор. 1991 год стал началом возрождения обители.

Сегодня в монастыре десять насельников. Возглавляет общину игумен Игнатий (Житков). Самому молодому из братии, послушнику Олегу, 14лет.

СИНХРОН - Олег -послушник

Корр. - Почему ты пришел в монастырь?

Олег - Чтобы помолиться было время.

КОРР.:

К монашеству на Руси всегда относились с великим почтением. В обитель люди шли за советом и помощью, лечились от душевных и телесных болезней, получали покров и защиту во времена войн и вражеских нашествий.

Корр. за кадром.

Во время таинства крещения на человека надевается крест, как символ победы над смертью, победы над злом, победы над всем, что закрывает человеку путь к Богу.

СИНХРОН.

Корр. - Что это значит, нести свой крест?

Игумен Игнатий - Каждый человек должен нести то, что посылает ему Господь в данное время на данном месте.

Корр. за кадром:

Примером безропотного несения креста, как для братии монастыря, так и для сотен верующих стала схимонахиня Антония. Как бесценную реликвию хранят монахи инвалидную коляску, оставшуюся после кончины матушки. Татьяна Воробьёва в 30 лет, после тяжелой болезни, лишилась обеих ног и была прикована к постели. Но вместо сетований Господь слышал от неё лишь хвалу и молитву. За это он наградил мученицу даром молитвы и прозорливости. Сотни людей, в том числе и священники, приходили к ней за помощью.

Среди святынь монастыря особо чтится Феодоровская икона Божией Матери. Одной москвичке было видение о том, чтобы она приобрела для монастыря эту икону. Женщина отыскала монастырь и пожертвовала в него Феодоровский образ. Вскоре заметили, что молитва перед этой иконой утишает скорби, укрепляет семью, помогает бесплодным женщинам в обретении и рождении детей.

СИНХРОН - Корр. беседует с паломниками.

Вопрос - Какие самые сильные чувства вы испытали в монастыре?

Ответ - Покой.

Ради этого и стоит здесь обитель воскресшая молитвами Пресвятой Богородицы.

КРУТОВ:

"Всё будущее зависит от нас: если мы возродимся к истинной жизни, тогда Святая Русь будет восстановлена: если нет, то тогда Господь может изъять Свои обещания…

Невозможно, чтобы кровь бесчисленных русских мучеников напрасно лилась; несомненно, она станет семенем последнего и яркого расцвета истинного христианства…

Но воскресение России зависит от усилия каждой отдельной души, оно не может произойти без участия православных людей - то есть нашего общего покаяния и нашего подвига. Оно вовлекает в свою сферу не только людей в самой России, но и всех в рассеянии сущих…"

Отец Серафим (Роуз), американец, родившийся в нерусской и неправославной семье, ставший одним из подвижников современного Православия.

До свидания.

Встретимся в следующее воскресение, на третьем телеканале "Московия" в 15.25.


Помощь «Русскому Дому»

 

Дорогие братья и сестры!

Благодаря вашей поддержке «Русский Дом» продолжает выходить в то время, когда православные издания закрываются по всей России одно за другим. Увы, кризис не миновал никого. Мы нуждаемся в вашей помощи. Если у вас есть возможность внести лепту в издание журнала «Русский Дом», то проще всего это сделать, переведя деньги

на карточку Сбербанка № 4279 3800 1383 2391

Также у нас есть расчётный счёт:

Организация «Русский Дом», ИНН 7702365862, КПП 770201001, Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва, р/с 40703810538260101068, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225

Кроме того, пожертвования можно направлять и через интернет:

Рублёвый кошелёк в системе Webmoney: R207426332207

Долларовый кошелёк в системе Webmoney: Z406090803927

Евро-кошелёк в системе Webmoney: E196200153466

Кошелёк в системе «Яндекс.Деньги»: 41001994189694

Тел./ факс: (495) 621-3502, 621-4618 (по подписке), 621-4353.

С любовью о Христе, с верой и надеждой в Россию,

Редакция «РД»

Поиск

Наши новости

RSS-материал