Телепередача "Русский Дом" от 20 июля 2003 года


 

 Телепередача "РУССКИЙ ДОМ"

20.07.2003г.

КРУТОВ:

Здравствуйте!

Спасибо, что нашли время прийти к нам в "Русский Дом".

Сегодня наша программа посвящена старинному русскому городу Пскову. В эти дни он отмечает своё тысячестолетие. Много славных городов в России, но Псков занимает особое место. Как в любом доме есть красный угол, так и псковская земля, Псков - красный угол Русского Дома - великой России. Через него проходят главные события русской истории.

ОЧЕРК ПОЛУШИНА "ПСКОВУ 1100 ЛЕТ"

Из крестов скована Русская земля и через кресты восходит солнце.

СИНХРОН - ЕПИСКОП ЕВСЕВИЙ АРХИЕПИСКОП ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ:

"Когда некоторые паломники или жители Пскова встречают древние кресты, то с этим связано предание о том, что первые кресты на Псковской земле ставила сама святая равноапостольная Ольга. Они были обозначены как форпосты, потому что с именем святой княгини Ольги связано обозначение границ нашей Руси. И вот на границе государства тогда еще только что, которое начинало образовываться, ставили вот такие символы, знаки государственной границы. Что с этого начинается Святая Русь. Поэтому не удивительно, что с этими крестами связывают имя святой равноапостольной Ольги. Она была не только красива внешностью, как об этом свидетельствуют историки, но её еще история и церковь назвала богомудрой. А, если мы обратимся к Священному писанию, то мудрость дает Сам Бог. Я считаю, что она была избранницей Божией, в своё время посланной на нашу русскую землю.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

В 12 километрах от Пскова на берегу реки Великой находится погост Выбуты родина святой равноапостольной княгини Ольги.

АНДРЕЙ ПОЛУШИН:

По преданию князь Игорь познакомился со своей будущей супругой княгиней Ольгой именно в этом месте. Он охотился здесь, и ему нужно было переправиться на другую сторону реки Великой. Он увидел плывущую лодку и попросил гребца перевезти его. Каково же было его удивление, когда, взглянув на гребца, он увидел, что это молодая красивая девушка.

ВОПРОС ЗА КАДРОМ:

Описывается такой интересный случай, как она познакомилась с князем Игорем. Она была очень красивая. Наверное, такая же, как и вы. Вот. И князь Игорь попытался, когда она перевозила его через реку, к ней пристать, и она нашла какие-то такие мудрые слова, не обидные, но мудрые и как-то так его урезонила, что он прекратил свои приставания. А после этого решил выбрать ее своей супругой. Как вы оцениваете вот такое поведение юной тогда девушки, как оно воспринимается сегодня современной молодежью?

СИНХРОН - АЛИНА ЗАМУРАЕВА, СТУДЕНТКА ПСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА:

"Мне кажется, что, несмотря на такой промежуток времени с тех веков и до наших дней. Это, в принципе, поведение любой девушки, которая сохраняет своё достоинство. И как бы, то есть я думаю, что это в принципе нормальное поведение и оно понятно и сейчас".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Удивительно, но годовщина образования супружеской пары: князь Игорь и княгиня Ольга, и стали днем основания Пскова. Так от создания семьи берет начало в русской истории новый город. Интересно, а могло что-нибудь хорошее получиться в результате бракоразводного процесса? Разве что всплеск сепаратизма. Нет уж, лучше вернемся в 903 год.

СИНХРОН - ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ МАТВЕЕВ, ИСТОРИК-КРАЕВЕД:

"Это дата 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи. И автор повести временных лет Нестор именно впервые упоминает Псков в связи со следующим событием. Цитирую летопись: "В лето 6411-е от сотворения мира, 903 от Рождества Христова, в лето 6411 Игорь жу возрастшу и хожаше поолзя и слушаше его и приведоша ему жену от Плескова именем Ольгу". Ну, на современный язык это переводится так: когда Игорь вырос, он, тем не менее, ходил под началом Олега, Олега Вещего. Но слушались его, и привели ему жену от Плескова именем Ольгу. Да, это 1100-летний юбилей первого упоминания о Пскове в летописи. Хотя многие историки прошлого, начиная с Татищева, Карамзин, Костомаров, Ключевский Соловьев высказывали предположение, что, конечно, Псков намного старше, чем он впервые упомянут в летописи под 903 годом. Но достоверных доказательств не было. И вот только 20-й век принес эти достоверные доказательства, именно археологические раскопки, проведенные на территории КРОМА Псковского Кремля доказали, что да, на рубеже 5-го, 6-го веков здесь у слияния рек Великой и Псковы возникло славянское поселение славян-кривичей. Поэтому Пскову на самом деле не 1100, а 1500 лет. На основе этих археологических изысканий современные историки это бесспорно утверждают".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Ольгина часовня. В 19 веке псковичи поставили её на берегу реки Великой. Здесь, по преданию святой княгине явилось чудесное знаменье: три ярких луча пронзили небо и озарили возвышение противоположного берега. Ольга повелела основать на том месте храм во имя Живоначальной Троицы. С тех самых пор псковичи называли свой город не иначе, как дом Святой Троицы.

СИНХРОН - ИЕРЕЙ АНДРЕЙ БОЛЬШАНИН СВЯЩЕННИК СВЯТО-ТРОИЦКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА:

"Собор Святой Троицы для псковичей, это самая главная святыня, которая вообще в области присутствует. Что был клич, в древности, новгородцы сражались за Пресвятую Богородицу, а псковичи сражались за Святую Троицу. И Троица, можно сказать, на Руси на этом самом первом место появилась, где именно прославляли триединое Божество.

- Монахи славят Святую Троицу.

СИНХРОН - ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА ЖУЛАКОВА, ИСКУССТВОВЕД:

"Если быть скрупулезными и считать каждый приход хвастливых градоимцев на Псков, то устанешь, точных цифр наших войн никто не может назвать. Но, если мы откроем летопись, то прочитаем: "И пришли шведы и пришли поляки и пришли немцы" и, наконец, простите даже все оптом немцы, потому что не ведают русского языка - "немы", поэтому немцы, хотя псковичи, конечно, различали все национальности, но тем не менее их так много здесь было "хвастливых градоимцев". И ни один из них город ни разу не взял. Значит, у города был большой секрет".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Древний Псков был взят лишь единожды. В 1240 году изменник, не пскович, некто по имени Твердило открыл ворота перед ливонскими рыцарями. На помощь псковичам пришел Александр Невский. Он вернул обратно Псков, а в апреле 1242 года нанес немцам сильное поражение в битве на Чудском озере, получившей в наших летописях наименование Ледового Побоища.

Когда Александр возвращался во Псков после победы, весь город вышел навстречу к своему избавителю. Вот, что говорит об этом летописец: "О, псковичи! Если забудете это и отступите от рода великого князя Александра Ярославовича… если кто из самых дальних Александровых потомков приедет в печали жить к вам во Псков и не примете его, не почтите, то назовётесь вторые жиды".

Героем борьбы за независимость Пскова после Александра Невского стал выходец из Литвы по имени Довмонт. Он крестился во Пскове и приобрел такую любовь горожан, что они провозгласили его своим князем. Тридцать лет и три года Довмонт (в крещении Тимофей) мужественно защищал Псков от иноземных захватчиков. 90 псковичей выходили вместе с ним против 700 литовцев, 60 дружинников во главе с Довмонтом выступали против 800-сот немцев и всегда одерживали победу. Как один человек, каким бы сильным он не был, может одолеть 13 противников? Видимо действительно у Пскова была какая-то тайна.

ПЕСНЯ "ЗАВЕТ" - исполняет Николай Смелин.

КОРР.:

Псково-Печерский монастырь. За свою 530-летнюю историю он не закрывался ни на один день. Под его стенами проходили полчища захватчиков сея разрушения и смерть вокруг. Гневом распалялись на него иноземные и свои властители, грозя не оставить камня на камне. А он стоял. Богородица не отдаст, говорили и 500, и 300 лет назад. Также говорят и сегодня.

СИНХРОН - ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА ЖУЛАКОВА, ИСКУССТВОВЕД:

Победит только вера. Мы должны ни грамма не сомневаться ни в коем случае, только верить. Если мы будем с верой, с верой, всё будет тоже. Единственное вера, вера в Господа, в Господа и в нашу Матерь Божию.

СИНХРОНЫ БЕЗ ТИТРОВ:

- Ощущение радости, прежде всего, и легкости. Легкости и вот присутствия того, что вот она рядом, она с нами, то есть, она на небесах, но вот с нами духом, мы можем к ней обращаться.

КОРР.:

Летопись повествует, что сама Пречистая дева избрала это место и сделала его своим домом. Одно большое дерево, стоявшее над потоком на обрыве горы во время грозы падая, своею тяжестью вырвало с корнем другое дерево и открылась Богом данная пещера. Так начиналось бытие древне-пещерной обители, где зрела монашеская молитва, набирая силу, чтобы прорасти в века Псково-Печерским Свято-Успенским монастырем. Основание монастыря ведется от 28 августа 1473 года. В этот день был освящен храм Успения Пресвятой Богородицы. У основания монастыря стояли великие подвижники. Марк, первый старец Печерский; Иона, первый строитель обители; от матушки Марии в постриге принявшей имя Вассы идет первое чудо, зафиксированное в монастырской летописи. Во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель рыцарь дерзнул осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Мечом он попытался вскрыть захоронение, но был внезапно попалён, исходящим изнутри божественным огнем. На правой стороне гробницы остался след пламени, благоухающий и источающий дивный аромат и по сию пору.

В древнем храме Успения Пресвятой Богородицы покоятся мощи игумена мученика преподобного Корнилия. Корнилий был не только строгим монахом, но и великим патриотом русской земли. Во время ливонской войны он возвел мощные оборонительные стены вокруг монастыря. Враг, как ни ополчался, но так и не сумел их взять.

20 февраля 1570 года преподобный Корнилий встречал с крестным ходом, входившего в обитель царя Иоанна Грозного, по навету заподозрившего монахов в измене. В гневе царь убивает преподобного Корнилия, но тут же опомнившись, на руках донес охладевающее тело игумена до Храма Пресвятой Богородицы. Крестный путь, орошенный кровью Святого игумена.

В прошлом же веке в 60-е годы не побоялся тогдашнего земного владыки уже другой игумен, монах отец Алипий. Он сжег предписание власти о закрытии монастыря и воззвал к благоустроительству сего святого места.

Род приходит и род уходит. Рушатся империи и государства, меняется лик самой планеты, а монастырь стоит, как и прежде, посреди мятущегося мира.

- МУЗЫКА

КОРР. ЗА КАДРОМ:

"Без Бога не до порога" - эта пословица применима ко Пскову, как ни к какому иному городу. В средние века псковская крепость была одной из самых больших и сильных в Европе. По числу каменных строений она уступала только Венеции. Это единственный город вокруг которого было выстроено пять линий крепостных стен, их протяженность составляла 9 километров. Высокие башни, боевые ходы, ловушки или по псковски - захапы, когда нападающие, прорвав одну линию обороны, оказывались в тупике, делали Псковский Кремль неодолимой твердыней. Осажденным нельзя было перекрыть воду, так как река Пскова втекала на территорию Кремля под прикрытием крепостных стен и решеток на воротах.

Однажды задремавшие стрельцы не заметили подкрадывающихся по воде шведов. Тогда по преданию с куполов Святой Троицы слетел ангел, толкнул одного из стрельцов в плечо, тот проснулся, увидел, проплывающих под решеткой шведов и резко ее опустил. Дальше в летописи следует чисто псковское выражение: "и шесть шведов утухло".

Один из участников осады Пскова в ходе Ливонской войны восклицал: "Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам боже с ним справиться!… Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесен стеною, за ней красуются церкви, все каменные".

Церковное зодчество псковичей поражало и поражает всех, кто когда-либо с ним соприкоснулся.

СИНХРОН - ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА ЖУЛАКОВА, ИСКУССТВОВЕД:

"Задача псковского мастера не противостоять природе, а вписаться в нее. Не масштаб определяет суть веры. Гордыня это то, что ведет к извращению веры, да, это главный человеческий порок. Поэтому псковские храмы вовсе не претендуют на то, чтобы подавлять всех остальных. У них нет вообще высотности, они изначально слиты с этой землей. Оконцы расположены по храму внешне вроде бы прихотливо и асимметрично. Дело в том, что сам храм, если вы мысленно проведете вертикальную линию по его главе, он разделится симметрично, но окружение храма абсолютно асимметричное. Никогда псковский мастер не повторяется, хотя псковские храмы вы легко узнаете. Камень неровный, да, его обмазали так, как рядом с нами, обмазать везде точно также ровно и красиво как при евроремонте нельзя. Но в этом ли заключается красота? Может быть, красота заключается в том, чтобы мы взяли этот камень, как берет хозяйка в руки пирог, да, дрожжевой, и так сказать, проложили свой узор. Мы его обмазали ладошкой, мы до него дотронулись, где лопаткой, а где рукой. И получили дышащую стену. Эта кладка псковская - она скульптурна.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Вершиной псковского церковного зодчества стал Кремль. Он представлял из себя удивительное сочетание оборонительной мощи, административной целесообразности и духовного смысла.

В центре Кремля располагался Троицкий собор. За ним находится Кром - склады с оружием и провизией. В случае нападения Кром мог вооружить до тысячи человек кованой рати. Перед собором раскинулась вечевая площадь, на которой решались все общественнозначимые события в жизни псковичей. За вечевой площадью и первой крепостной стеной располагался некрополь, получивший название Довмонтов город. Таким образом, перед Святой Троицей в молении предстояли и живые и мертвые.

- МУЗЫКА.

АНДРЕЙ ПОЛУШИН :

"Когда люди впервые оказывались на территории Довмонтова города, где расположены многочисленные руины каменных храмов 12-15 веков, они всегда задавали один и тот же вопрос: "Почему здесь было так много церквей?" На ответ, - "молиться", уточняли: "Почему так много".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Долгое время историки и археологи не могли найти ответа на этот вопрос. Впервые его дал архитектор Геннадий Яковлевич Мокеев. Свою смелую гипотезу о том, что Дом Святой Троицы ничто иное, как памятник второму пришествию Христову и Страшному Суду он высказал еще в 1982 году, проведя выставку-реконструкцию Псковского комплекса. Выставка с треском провалилась, партийное начальство обвинило Мокеева в том, что он "ведет культовую пропаганду, недостойную советского ученого". Однако дальнейшие исследования только подтверждали правоту Мокеева.

СИНХРОН - МОКЕЕВ ГЕННАДИЙ ЯКОВЛЕВИЧ, АКАДЕМИК АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:

"Перед Троицей перед храмом Троицким находилась вечевая площадь. На вечевой площади собирались живые псковичи. А сзади живых псковичей в Довмонтовом городе там некрополь, там лежали отцы, братья тех живых псковичей, которые присутствовали на вече, значит, там были мертвые. Довмонтов город - это город мертвых. Это картина конца мира, картина Страшного Суда, когда перед Господом Богом предстанут все живые и все мертвые. Так вот, Псковский комплекс он построен не в честь прошедших событий, а в честь грядущего. Псковский дом Святой Троицы представлял собой 25 храмов, белоснежную гору такую из храмов.

КОРР.ЗА КАДРОМ:

В своем Откровении ученик Иисуса Христа Иоанн Богослов пишет:

"И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был сидящий… И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих Золотые венцы… И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить…"

Белые храмы Псковского Кремля были покрыты (луженым) железом и лишь надхрамовые кресты, вероятно, были обиты медью и вызолочены. Любопытно, что псковичи возвели и храм в честь самого Иоанна Богослова. Храм стоял поодаль от Кремлевского комплекса, примерно на месте этих современных палаток с рекламой Колы. Расположение храма соответствовало иконографии, на которой ангел показывает Иоанну грядущие события конца времен.

СИНХРОН - МОКЕЕВ ГЕННАДИЙ ЯКОВЛЕВИЧ, АКАДЕМИК АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:

"Псковичи были истыми христианами. А в христианстве существует, ну, можно сказать не теория, а идея эсхатологии. Что такое эсхатология? Она исходит из простейшей мысли, что если мир и человечество, когда-то возникли, то придет время, когда человечество погибнет, когда мир весь погибнет. Христиане не верили в смерть, но они верили в конец света, и что они спасутся. Так вот этому акту грандиозному гибели человечества и посвящена сама идея создания Псковского комплекса. Я считаю, что выше такой идеи, как зарождение человечества и конечные судьбы человечества, в христианстве это называется Альфа и Омега, нет. Так вот псковичи возвели комплекс Омеге".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Удивительное подтверждение теории Мокеева о мистическом значении для псковичей числа 25 мы неожиданно услышали в одном из древних монастырей епархии.

СИНХРОН - МОНАХИНЯ ЕЛИСАВЕТА НАСТОЯТЕЛЬНИЦА СПАСО-ЕЛИЗАРОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ:

"А вы знаете, Андрей, у нас ведь было всего-то 25 монахов вместе с настоятелем. Но поскольку это был пустынный монастырь, то были они все очень высокой духовной жизни".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

В 16 столетии псковские мастера возвели Покровский собор в Москве, или как его называли в народе храм Василия Блаженного. Посвященный победе над Казанью, своей архитектурой он кардинально отличается от церквей северо-западной Руси. Впрочем, было и нечто общее. Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и старцев, сидящих у его престола.

- МУЗЫКА

СИНХРОН - СМОЛЬКИН ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ПИСАТЕЛЬ:

"Это был 1581 год. Воинство Батория расположилось у стен, 50 тысяч воинов было с ним наемных ляхов. Они разбили шумный разгульный лагерь и шумы этого пира во время чумы доносились до жителей, стоящих на стенах. А псковское войско вряд ли насчитывало 8 тысяч. И все упование поэтому было лишь по помощь Божию в молитвах. И как раз это время благочестивому старцу Дорофею с Кузнецов было такое явление. Он вышел из своей кельи и увидел вдруг в небе над рекой Великой огненный столп, этот столп приближался со стороны Печерского монастыря. Он достиг Мирожского монастыря и двинулся через реку Великую, прямо к Покровскому комплексу. Дорофей в этом огненном столпе увидел Пресвятую Богородицу, он предстал перед Божией Матерью. И Она ему сказала: иди, и скажи игумену Печерскому Тихону, чтобы принес старую икону Успения в храм и псковские святыни к месту сражения. И тогда будет Божия помощь вам и Божия милость. Он это сделал. И как раз начался штурм, и псковичи уже впали в какое-то отчаяние, потому что не было сил. И в это время пришел крестный ход. И только тогда ход боя переломился. Поляков удалось оттеснить от пролома".

СИНХРОН - ИЕРЕЙ АНДРЕЙ БОЛЬШАНИН, СВЯЩЕННИК СВЯТО-ТРОИЦКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА:

"Город был не взят только именно по заступничеству Божией Матери. Вот эта икона Псково-Покровская, которая была сразу после сражения этого написана в 1581 году. Она была чудесно возвращена в наш храм. Благодаря нашему Президенту, да, да. Путину, который отдал эту икону в храм, получил её из германии, видимо фашистами она была вывезена из Пскова. И потом чудесный образом, буквально перед её возвращением, один священник отец Андрей Таскаев, очень хотел эту икону возвратить в храм. Так как не знали, что она вообще еще существует где-то в мире, он хотел написать её уже заново, нашел фотографии и хотел заказать, чтоб написали икону и чтобы в наше храме существовала эта чудотворная икона, хотя бы и написанная заново. Но, вот чудесно именно таким образом, сразу после его таких поисков старая икона была возвращена.

КОРР.

Древний Псков с трех сторон окруженный врагами чуть не ежедневно рисковал своим бытием. В любую минуту каждый его житель мог предстать перед Богом. Может, поэтому образы псковских росписей икон исполнены такой внутренней силы. Они действительно горят перед Богом, как в последний день Страшного Суда.

СИНХРОН - ТАМАРА ВАСИЛЬЕВНА ЖУЛАКОВА, ИСКУССТВОВЕД:

"Граница здесь идет между мирами, между православным Востоком и западной культурой, которая "постоянно воевала Псков", по летописному выражению. И Псков здесь выступает таким оплотом этой веры, причем, очень интересным оплотом. Потому что на самом деле это самый западный из русских городов, если, конечно, не брать Калининград сегодняшний, да. Вот этот самый западный из русских городов, но, между тем, парадоксальным образом подмечено, что он является и самым восточным по сути. Этот город должен был сформулировать основы православия так четко, как ни один другой. Ибо, надо было знать, за что ты воюешь".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Устоявший под напором с Запада, счастливо избежавший унижения игом, пришедшего на Русь с Востока, Псков оставался незамутненным родником русской духовной мысли.

Спасо-Елиазаровский монастырь расположен в 20-ти километрах от города. Сюда в 1425 году был призван монах Евфросин. Он, как и Сергий Радонежский стал учителем многих подвижников, которые основали на Псковщине десять монастырей и были прославлены в сонме святых. Сам Евфросин по смирению своему, основав обитель, не стал ее настоятелем и даже не получил священнического сана.

СИНХРОН - МОНАХИНЯ ЕЛИСАВЕТА, НАСТОЯТЕЛЬНИЦА СПАСО-ЕЛИАЗАРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ:

О нём даже была такая статья современной публикации, в которой говорилось - забытый святой. Он действительно забытый святой. Поскольку, если взять, так сказать, в плане его духовной значимости и весомости для нашей русской православной церкви, просто действительно он по достоинству еще не оценен, Евфросин. Он путешествовал в Византию, Патриарх Геннадий II Цареградский передал ему хранительницу 2-го Рима и 1-го и 2-го Рима Цареградскую икону Божией Матери. И вот эту икону, как знамение Рима, он принес на Русь.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

КОР. ЗА КАДРОМ:

Незадолго до завоевания Константинополя турками, в жизни Древней Руси случилось еще одно мистическое событие. Образ Божией Матери Одигитрии, по преданию написанный апостолом евангелистом Лукой еще во время земной жизни Девы Марии, чудесно по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси Старой Ладогой.

Позднее икона получила наименование Тихвинской по месту строительства храма в её честь на берегу реки Тихвинки. Константинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описание образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из второго Рима невозвратно "за гордость, братоненавидение и неправды народа". Так Богородица сама избрала место пребывания своего образа.

Спустя столетие, один из учеников Евфросина старец Спасо-Елиазаровской обители Филофей, возвестил миру идею о назначении русского царства. В своих посланиях московскому князю он напишет: "Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быти".

СИНХРОН - МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ НАЗАРОВ, ПИСАТЕЛЬ:

"После сокрушения Византии турками Россия естественно осознала себя как самой большой православный народ. Никто не мог претендовать больше на такую роль, как народ свободный. Только что Русь освободилась от татарского ига, другие православные страны были порабощены турками, осознала себя, как преемница вот этой традиции - Третий Рим. И почему "четвертому не бывать?" Потому что уже тогда старцы видели, что нет другого христианского народа, который мог бы взять на себя эту миссию после России".

СИНХРОН - МОНАХИНЯ ЕЛИСАВЕТА, НАСТОЯТЕЛЬНИЦА СПАСО-ЕЛИЗАРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ:

"То как мыслил Филофей это было намного веков вперед. Он ведь, по сути дела предвосхитил, прочувствовал, провидел то, что миссия историческая принадлежит России. И что Россия будет последний оплотом православной веры. Именно он призывал народ к тому, чтобы он ответственно отнесся к своему служению перед Богом. Потому что от его состояния нравственного, духовного русского народа будет зависеть состояние всего мира. Здесь вот в нашем монастыре он написал эти послания к московскому князю обращенные и просил его о том, чтобы он не расточал свои духовные богатства, свои духовные силы на сребролюбие, на всякие мелочные страсти, чтобы он понимал свою глубочайшую, высочайшую ответственность своего служения, - ты хранитель престолов Божиих - писал он Василию Ш. А псковичам он советовал смириться перед промыслом Божиим. Потому что Москва избрана Богом - быть столицей в православной России.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Да, Псков, пожалуй, единственный, крупный русский центр, который добровольно признал владычество Москвы. О том, каких огромных духовных усилий это потребовало от псковичей, говорят слова летописи. Когда в 1510 году стали снимать вечевой колокол, псковичи проплакали весь день и всю ночь. Только грудные дети не проливали слез, - говорит летописец. На другой день они в последний раз собрались на вече и первое лицо в городе так сказал посланнику Великого князя Василия Иоанновича. "Псковитяне обещали никогда не гневать… великого князя московского, не вступать в союз ни с Литвою, ни с Польшей, ни с немцами; иначе Бог наказал бы нас… То же угрожало великому князю, если б он нарушил клятву. Теперь наш город, наш колокол во власти Бога и государя. Мы, со своей стороны, не нарушили клятвы".

СИНХРОН - МОНАХИНЯ ЕЛИСАВЕТА (БЕЛЯЕВА), НАСТОЯТЕЛЬНИЦА СПАСО-ЕЛИЗАРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ:

"Псковичи, которые тогда населяли город, были исполнены очень глубокого благочестия, очень глубокого благочестия. Это были люди не лукавые, это были люди возвышенные, это были люди таких серьезных духовных подвигов. И, собственно, для них вопрос-то их независимости в чем состоял? Не в том, чтобы быть независимыми от кого-то и, так сказать, какие-то свои личные дела претворять в жизнь, а чтобы иметь ту самую независимость, которая позволила бы сохранить благочестие православное.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Все изменилось с началом государственных реформ Петра Первого. С воцарением абсолютизма церковь лишается патриаршего возглавления, а православие начинает мыслиться как нечто отсталое. Проникшее в Россию мировоззрение породит безверие, нигилизм, пренебрежительное отношение ко всему отечественному. Через два века это отзовется великой смутой и принесет русской земле неисчислимые скорби.

СИНХРОН - ИЕРЕЙ АНДРЕЙ БОЛЬШАНИН СВЯЩЕННИК СВЯТО-ТРОИЦКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА:

"Когда наш святой благоверный страстотерпец царь Николай проезжал по разным губерниям, он был в раздумьях отрекаться ему от престола или не отрекаться, и находился в очень тяжелом борении. Что вот именно здесь во Пскове произошло следующее, что до этого во всех губерниях люди его встречали с радостью. И он как бы укреплялся в мысли, что он не должен оставлять свой царский венец. Когда же он приехал во Псков, здесь его никто не встретил. И вот какой глубокий грех и что с нами произошло. До революции здесь проживало на Псковской земле около 2 миллионов людей, было множество храмов, сейчас осталось, людей даже миллиона не наберется по всей области".

КОРР.ЗА КАДРОМ:

Пострадали не только живые, но и мертвые. Некрополь в Псковском Кремле, предстоящий перед Святой Троицей был уничтожен. Не пощадили даже останки гениального зодчего средневековья Кирилла. Этот мастер, восстановивший собор Святой Троицы в 1367 году был так почитаем среди псковичей, что вече разрешило ему построить храм в честь его святого в Довмонтовом городе, где он был в последствии и захоронен.

СИНХРОН - ГЕННАДИЙ ЯКОВЛЕВИЧ МОКЕЕВ АКАДЕМИК АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:

"Несмотря на то, что в храме лежал всего один костячок, и археологи его нашли, судьба этого костячка была такой же, как судьба всех костяков Довмонтова города. Погрузили на самосвалы и выбросили на свалку.

- "Кругом измена, трусость и обман…", -

Здесь сердца стон к грядущим поколеньям,

К их совести укор, а не к правам…

Отверзи двери покаянья нам

И душам, Боже, даруй пробуждение…

 

"Кругом измена, трусость и обман…" -

И нет предательству, казалось бы, прощенья…

Есть… возрождает души белый храм,

Взметнувшийся победой Воскресенья.

 

Ад обречен, сокрушены его врата,

И терпит пораженье смерти жало…

Христос воскрес! Вот жизни правота!

Вот жизни утвержденье и начало!

 

СИНХРОН - ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ СМОЛЬКИН ПИСАТЕЛЬ:

"Когда я вот обдумывал этот трагический момент, наверное, как и каждый русский человек, невозможно пройти мимо этого момента истории, поскольку он отразился на всем последующем бытии нашей страны. Все-таки мне казалось, что эта жертва она была необходимой. И, наверное, Государь, как человек духовно одаренный, да, он это чувствовал. Если не было смерти не было и воскресения, скажем. Если б Спаситель не взошел на крест, то мы бы и не увидели света истины, и света православия. И, наверное, эта жертва была нужна России. И теперь около вокзала вышла часовня Воскресения Христова. И как бы соединилась трагический момент эта жертва с Воскресением. Все-таки все воскресло и воскресает".

СИНХРОН - МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ НАЗАРОВ ПИСАТЕЛЬ:

"И вот сейчас, конечно, мы живем в такое время, когда эта государственность правильная утрачена, в 17 году она была утрачена в результате антимонархической революции. Но, поскольку мир не закончил своё существование после падения Третьего Рима, то наши святые подвижники 20-го века сделали из этого вывод, что дается шанс русскому народу восстановить Третий Рим. Для чего мы должны осознать причины нашей государственной катастрофы, покаяться перед Богом в ней. То есть вынести должный урок.

- МУЗЫКА

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Обескровленная Русь восстанавливает свои порушенные святыни. Храм Петра и Павла на острове Белов в Псковском озере возвращали к жизни люди отверженные современным миром. Кто-то отсидел в тюрьме, кто-то чуть не утонул в прошлом в пьянстве, да и сами островитяне, казалось, полностью утратили память не только о православии, но и о том, какого они рода-племени. Однако, когда храм открылся, они сразу вернули в храм сохранившиеся у них иконы.

БЕЗ ТИТРОВ - МУЖЧИНА:

Для кого-то оно что она церковь есть, что нету. Был бы магазин открыт. Для меня вот лично, ну, изменилось, покой все-таки душевный он много значит.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Теперь в Обитель Досифеевых Ниостровского одного из учеников преподобного Евфросина приезжает все больше паломников и не только из России. Пастырь из Германии с интересом открывает для себя особенности русской веры.

БЕЗ ТИТРА - МУЖЧИНА:

Иностранная речь.

- Несколько лет тому назад у них сгорела церковь и ничего от самого храма не осталось кроме Библии, которая лежала на алтаре. Как будто какое-то чудо, всё сгорело, кроме библии.

- Хороший такой назидательный пример для всех нас живущих, милость Божия. В нашей церкви множество таких примеров существует, горят дома, иконы деревянные пламя не трогает. Ну, спаси Господи, что посетили нас.

СИНХРОН - ИЕРЕЙ СЕРГИЙ ДЕМИДОВ НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА ПЕТРА И ПАВЛА НА ОСТРОВЕ БЕЛОВ (ВЕРХНИЙ):

"Поначалу было сложно было вести службу, потому что выходишь со святыми дарами, смотришь, люди сидят напротив, на скамеечках. Настолько, многие не знают даже, как вести себя в храме, понимаете. Вот, остров он не только был отрезан от мира как бы каким-то водным сообщением, он также был отрезан еще и вот этими еще духовными нитями. Здесь был колхоз имени Залита.

Ян Залит, это фамилия человека, который сюда прибыл устанавливать власть безбожную. Которые сбрасывали колокола, с этой колоколенки. Если мы с вами подойдем, увидите на паперти остались следы этого варварского уничтожения. Они притесняли местных жителей, чинили произвол, безбожие здесь, отнимали у людей последнее, что у них было. Ну, так видимо, Господь устроил, что все-таки чаша была переполнена людского горя вот этого, скорбей людских, и эти люди безбожники тоже пострадали. Их нашли в озере несколько человек, в том числе и Белова. Это тоже коммунист, который пришел сюда и чинил здесь произвол на этих островах. И вот их именами назвали вот эти острова. Истинное законное название островов, острова Талабск и Верхний.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Соседний остров Талабск, большинство сегодня знает его по имени Залита, хорошо виден с колокольни храма Петра и Павла. Да, именно там более 40 лет подвизался старец, благословивший возрождение этого храма и этой колокольни, протоиерей Николай Гурьянов. Туда на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего православного мира.

Удивительно, но этот поток не прекратился и после того, как 24 августа 2002 года старец предстал перед Господом.

По нашей просьбе Верхнеостровский рыбак Алексей согласился отвезти нас на батюшкин остров. Отец Сергий взял все необходимое для того, чтобы совершить на его могилке заупокойную литию. И вот мы на месте.

- ЛИТИЯ -

СИНХРОНЫ - БЕЗ ТИТРОВ:

- По батюшкиным молитвам стал преображаться мир вокруг. Это становится таким сокровищем, которое страшно потерять.

- В выходные дни, зимой и в стужу могилку не оставляют, всё время едут сюда паломники. Всё время едут с любовью. Все время здесь люди. Батюшка живой для нас, живой, он никуда не ушел, он здесь с нами.

ВИДЕОРЯД: СЛОВА ОТЦА НИКОЛАЯ

- Батюшка, Россия возродится?

- А она и не умирала, нет, нет, нет. Нет, нет, нет.

Где просто, там ангелов со ста. Где мудрено, там ни одного.

А ведь мы думаем когда-то, нам кажется, что уже всё. Нет.

- МУЗЫКА

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Через святых и подвижников невидимыми нитями связана Святая Русь с Россией нынешней. Ни смуты, ни разорения не смогли эту связь прервать.

СИНХРОН - ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА МАСЛЕННИКОВА:

"Вот это же храм Иоакима и Анны. Помните, Иоаким и Анна это родители Божией Матери. И в любом уважающем себя городе, в том числе и в Москве, есть такой храм. Не зря территория называется Якиманка. Вот туда дальше шла улица у нас в Пскове она называлась Якимянка.

- Сколько этот храм уже простоял веков?

- Но, вы знаете, судя по двухпролетной звонночке это первый элемент 15 века. Он после советской власти он был закрыт. Потом были здесь места для архивов, для складов. И вот 2 года назад его отдали епархии. Сегодня он очень хорошо восстанавливается без копейки денег. Представляете, без копейки денег. То есть - кто, чем может. И 22 сентября храм откроется.

- Вы в этом уверены?

- Я в этом не сомневаюсь.

ЗВОН КОЛОКОЛОВ

СИНХРОН - ЕВСЕВИЙ АРХИЕПИСКОП ПСКОВСКИЙ И ВЕЛИКОЛУКСКИЙ:

За эти десять лет мне пришлось открыть здесь где-то ну, более 15 храмов только в городе.

ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ КОНСТАНТИНОВ, РЕДАКТОР ОТДЕЛА ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГАЗЕТЫ "НОВОСТИ ПСКОВА":

"Мы находимся на месте жуткого советского долгостроя. В советские времена, в 80-е годы здесь пытались построить дворец пионеров. Здание планировалось грандиозное. Но, наверное, было выбрано не самое удачное место. Потому что, как известно, на святых местах нельзя строить никакие мирские здания. Мы в свое время в городской газете "Новости Пскова" провели расследование на эту тему: все здания Пскова, которые строились на месте церквей рано или поздно приходили в ветхость или уничтожались. Дворец пионеров - это пример не только долгостроя, но и того, что нельзя попирать древние святыни. Потому что именно здесь находится Древний Симеоновский монастырь 15 века…

Сейчас здесь по инициативе бывших местных жителей деревни Усановка, которые помнят остатки древнего монастыря, хотят поставить православный поклонный крест.

КОРР. ЗА КАДРОМ:

Крылатая пехота не вышла из огня…

Прости, 6-я рота, Россию и меня.

Погибшая, бессмертной ты стала наяву

В бою под Улус-Кертом,

Как в битву за Москву.

Прощай 6-ая рота, ушедшая в века,

Бессмертная пехота небесного полка.

СМОЛЬКИН:

"Это произошло 1 марта в Прощеное воскресенье. Весть о подвиге пришла накануне. Во Всех храмах в это время просили друг у друга прощение. Просили и у них. Они сложили голову за всю Россию.

Помните, сколько сил и средств было потрачено на то, чтобы опорочить идею Великой России, а воинство низвести до уровня мародеров. Этот подвиг был необходим и он свершился.

Это самое большое городское кладбище. Здесь похоронено более 100 тысяч человек. Оно существует уже четверть века. Люди здесь лежали без погребения, православные люди. И поэтому они ждали - и усопшие и живые когда появится храм. Владыка благословил строительство храма. Было трудно. Денег никто не давал. Но и отец Николай и Иоанн Крестьянкин дали своё благословение. Нашли материалы. Через два года храм был готов.

Как вы сказали, он очень похож на традиционные псковские храмы. Хотя псковские более приземистые. Они как воины. А этот летит. Но, тем не менее, сразу видно, что это псковский храм".

КОРР. ЗА КАДРОМ:

24 июля в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги Псков будет отмечать своё 1100-летие. Из 24 восстановленных на сегодняшний день псковских храмов к главному престолу города - Собору Святой Троицы отправятся крестные ходы.

Из крестов скована Русская земля

И через кресты восходит солнце.

КРУТОВ:

В июльском номере журнала "Русский Дом" есть статья, посвящённая Пскову, заканчивается словами: "Все мы должны любить псковскую землю по-сыновнему. Каждый, кто хочет быть русским, кто способен им быть, сегодня приходит к ней с поклоном, приносит своё сердце туда, где Россия граничит с небом".

До свидания.

Встретимся в следующее воскресение на третьем телеканале "Московия" в 15.25.


Помощь «Русскому Дому»

 

Дорогие братья и сестры!

Благодаря вашей поддержке «Русский Дом» продолжает выходить в то время, когда православные издания закрываются по всей России одно за другим. Увы, кризис не миновал никого. Мы нуждаемся в вашей помощи. Если у вас есть возможность внести лепту в издание журнала «Русский Дом», то проще всего это сделать, переведя деньги

на карточку Сбербанка № 4279 3800 1383 2391

Также у нас есть расчётный счёт:

Организация «Русский Дом», ИНН 7702365862, КПП 770201001, Московский банк Сбербанка России ОАО г. Москва, р/с 40703810538260101068, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225

Кроме того, пожертвования можно направлять и через интернет:

Рублёвый кошелёк в системе Webmoney: R207426332207

Долларовый кошелёк в системе Webmoney: Z406090803927

Евро-кошелёк в системе Webmoney: E196200153466

Кошелёк в системе «Яндекс.Деньги»: 41001994189694

Тел./ факс: (495) 621-3502, 621-4618 (по подписке), 621-4353.

С любовью о Христе, с верой и надеждой в Россию,

Редакция «РД»

Поиск

Наши новости

RSS-материал